Слайд 2 На территории Рязанской области проживают более 120 национальностей. Третьи по численности,
это представители финно-угорской языковой группы --мордва.
Слайд 3Мордовцы или мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. Интересно, что сами
мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией.
Слайд 4Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские
для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя
Слайд 5Войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный
вклад в становление России.
Слайд 6. Мордовцы одни из последних приняли крещение на территории Руси
Слайд 7Жизнь их была тесно связана с языческой религией, отголоски которой и сейчас
встречаются в повседневной жизни народа.
Слайд 8Почитание леса, воды, окружающей природы очень ярко проявилось в мордовской мифологии.
Слайд 9Важным является в ней образ Келу (березы), являющей собой центр мироздания. По
преданию это неизвестное ранее дерево впервые выросло на могиле красивой, смелой девушки Киля, сражавшейся с ногайцами.
Слайд 10В ее честь и назвали это дерево – Келу.
Слайд 11В Зубово-Полянском районе на правом берегу реки Вад, возле села Вадовские Селищи
проводится в день Святой Троицы праздник «Акша келу» («Белая берёза»).
Слайд 12По давней традиции в этот день с раннего утра собираются женщины в
праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу и начавшееся лето,
Слайд 13. В этот день, мокша, эрьза и все, кто чувствует в себе
причастность к мордовцам, живущие в России, в ближнем и дальнем зарубежье, приезжают на родину своих предков,
Слайд 14чтобы отдать дань памяти, встретиться с родственниками и принять участие в грандиозном
гулянии на берегу реки Вад.
Слайд 15Главным событием праздника является борьба на поясах. Правила борьбы: на песчаную круглую
площадку выходят 2 борца.
Слайд 16Схватившись за пояса, они стремятся уложить друг друга на землю.
Слайд 17Тот, кто первым коснётся земли, проиграл. Так три раза. Побеждает тот, кто
выигрывает две схватки
Слайд 18Одним из атрибутов праздника является мордовский национальный костюм.
Слайд 19Женский костюм показатель: семейного достатка; мастерства рукодельницы; положения женщины в обществе (на
выданье или замужняя):
Слайд 20принадлежности к роду; оберег (вышивка орнамента на рукавах, подоле, шейном вырезе должна
была защищать свою владелицу от злых духов и недобрых людей);
Слайд 21Перед вами костюм замужней женщины. Основная часть женского костюма представляет собой панар
(рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой
Слайд 22Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями.
Слайд 23Вместо каркаса могли использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай.
Слайд 24Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки
Слайд 25.Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой
повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона.
Слайд 26А женщины-мокшанки отдавали преимущество мягким, негромоздким уборам типа полотенца с вышитыми концами.
Слайд 27У мордвы такие головные уборы - «пряс паця», «платенця» - со временем
вышли из употребления и заменились платками и шалями. ).
Слайд 28Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти.
Слайд 29Женский костюм нашей семьи. Панар, запан, полотенце, как головной убор. На свадьбе
1970-ые годы.