Слайд 2Мультимедиа
Слово мультимедиа образовано из латинских: «мульти» — много и «медиа» — среда,
![Мультимедиа Слово мультимедиа образовано из латинских: «мульти» — много и «медиа» —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-1.jpg)
носитель, средства сообщения — и его можно перевести как «многообразная среда».
Слайд 3Мультимедиа-продукт
Объединяет в себе двухмерные и трехмерные изображения, звуковое сопровождение, музыку, анимацию, видео-,
![Мультимедиа-продукт Объединяет в себе двухмерные и трехмерные изображения, звуковое сопровождение, музыку, анимацию,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-2.jpg)
текстовую и числовую информацию и т.д.
Слайд 4Сферы применения мультимедиа
информационная и рекламная деятельности;
шоу-бизнес;
создание персональных фоно- и видеотек;
компьютерные тренажеры;
компьютерные
![Сферы применения мультимедиа информационная и рекламная деятельности; шоу-бизнес; создание персональных фоно- и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-3.jpg)
игры;
обучающие программы;
энциклопедии.
Слайд 5Виртуальная реальность
Создание с помощью компьютера и специальных устройств (шлемов, очков, перчаток
![Виртуальная реальность Создание с помощью компьютера и специальных устройств (шлемов, очков, перчаток](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-4.jpg)
и даже костюмов) виртуального (кажущегося) мира, в который «помещается» человек и живет в этом мире по его законам.
Слайд 6Аудио- и видеоинформация и ее особенности
Особенностью, отличающей мультимедиа-технологии от других компьютерных технологий,
![Аудио- и видеоинформация и ее особенности Особенностью, отличающей мультимедиа-технологии от других компьютерных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-5.jpg)
является обработка аудио- и видеоинформации в реальном режиме времени.
Слайд 7В узком смысле под мультимедиа в компьютерных технологиях понимают именно работу с
![В узком смысле под мультимедиа в компьютерных технологиях понимают именно работу с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-6.jpg)
потоковой аудио- и видеоинформацией, т.е. такой формой получения, обработки и передачи информации, когда она поступает непрерывно, и мы не можем охватить ее целиком.
Слайд 8Компьютерные мультимедиа-технологии — это средства создания и воспроизведения цифровых аудио- и видеозаписей.
![Компьютерные мультимедиа-технологии — это средства создания и воспроизведения цифровых аудио- и видеозаписей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-7.jpg)
Слайд 9Оцифровка звуковой информации
![Оцифровка звуковой информации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-8.jpg)
Слайд 10Для преобразования аналогового звукового сигнала в цифровую форму с определенной частотой (частотой
![Для преобразования аналогового звукового сигнала в цифровую форму с определенной частотой (частотой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-9.jpg)
дискретизации) производятся измерения (отсчеты) амплитуды звукового сигнала.
Слайд 11Затем непрерывные значения амплитуды тоже переводятся в дискретную форму путем разбивки интервала
![Затем непрерывные значения амплитуды тоже переводятся в дискретную форму путем разбивки интервала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-10.jpg)
возможных значений амплитуды на конечное число промежутков и заменой текущего значения амплитуды на ближайшее граничное значение какого-либо интервала.
Слайд 12Количество битов, необходимых для представления получаемых таким образом дискретных значений, называется разрядностью
![Количество битов, необходимых для представления получаемых таким образом дискретных значений, называется разрядностью отсчета.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-11.jpg)
отсчета.
Слайд 13Для обеспечения достаточно хорошего качества преобразования необходимо, чтобы частота дискретизации по меньшей
![Для обеспечения достаточно хорошего качества преобразования необходимо, чтобы частота дискретизации по меньшей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-12.jpg)
мере вдвое превышала наивысшую частоту сигнала.
Слайд 14Устройство, переводящее аналоговый звуковой сигнал в цифровую форму, называется аналогово-цифровым преобразователем (АЦП),
![Устройство, переводящее аналоговый звуковой сигнал в цифровую форму, называется аналогово-цифровым преобразователем (АЦП),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-13.jpg)
а обратно — цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП).
Слайд 15Сочетание частоты дискретизации, разрядности отсчета и количества используемых каналов называют форматом цифрового
![Сочетание частоты дискретизации, разрядности отсчета и количества используемых каналов называют форматом цифрового](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-14.jpg)
звука.
Произведение этих величин и даст величину цифрового потока, необходимую для представления этого формата.
Слайд 16Причины сжатия цифровых данных
Если мы запишем на диск «сырой» (несжатый) звук, то
![Причины сжатия цифровых данных Если мы запишем на диск «сырой» (несжатый) звук,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-15.jpg)
нетрудно подсчитать, что минута записи займет около 10 Мбайт, т.е. расходы дисковой памяти на запись звуковых фрагментов будут весьма велики.
Слайд 17Причины сжатия цифровых данных
Вторая причина связана с передачей звуковых данных: если канал
![Причины сжатия цифровых данных Вторая причина связана с передачей звуковых данных: если](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-16.jpg)
связи обеспечивает, например, 33,6 Кбит/с (-3,28 Кбайт/с), то 170 Кбайт/с передать по нему невозможно, и звук просто обязан быть сжат.
Слайд 18Причины сжатия цифровых данных
Прохождение звука по компьютерным цепям и его оцифровка вносят
![Причины сжатия цифровых данных Прохождение звука по компьютерным цепям и его оцифровка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-17.jpg)
в него искажения, и может оказаться так, что искажения за счет сжатия звука окажутся меньше остальных, а выигрыш в объеме данных окажется значительным.
Слайд 19Все соответствующие алгоритмы основаны на свойствах восприятия звуковых сигналов слуховым аппаратом человека,
![Все соответствующие алгоритмы основаны на свойствах восприятия звуковых сигналов слуховым аппаратом человека, называемых «психоакустической моделью».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-18.jpg)
называемых «психоакустической моделью».
Слайд 20«Психоакустическая модель»
Из звукового сигнала удаляется информация, малозаметная для слуха, в результате чего
![«Психоакустическая модель» Из звукового сигнала удаляется информация, малозаметная для слуха, в результате](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-19.jpg)
слуховое восприятие звука практически не меняется.
Такое кодирование относится к методам сжатия с потерями, когда из сжатого сигнала уже невозможно точно восстановить исходную волновую форму, однако степень сжатия гораздо выше.
Слайд 21Сжатие звукового сигнала и его обратная распаковка осуществляются специальными программными модулями, называемыми
![Сжатие звукового сигнала и его обратная распаковка осуществляются специальными программными модулями, называемыми кодеками (кодерами-декодерами).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-20.jpg)
кодеками (кодерами-декодерами).
Слайд 22Для описания степени сжатия звукового сигнала используется битрейт — скорость битового потока,
![Для описания степени сжатия звукового сигнала используется битрейт — скорость битового потока,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-21.jpg)
с которой сжатая информация должна поступать в декодер при восстановлении звукового сигнала.
Слайд 23Битрейт
Измеряется в килобитах в секунду (Кбит/ с) и если, например, он равен
![Битрейт Измеряется в килобитах в секунду (Кбит/ с) и если, например, он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-22.jpg)
128 Кбит/с, то это означает, что одна секунда звука будет занимать 128 Кбит, или 16 Кбайт.
Слайд 24Чем выше битрейт, тем выше качество звука, получаемого при обратной распаковке и,
![Чем выше битрейт, тем выше качество звука, получаемого при обратной распаковке и,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-23.jpg)
соответственно, больше размер сжатого звука.
Широко распространенный формат сжатия mрЗ позволяет кодировать звук с битрейтом от 8 до 320 Кбит/с. Наиболее часто в mрЗ используется битрейт 128 Кбит/с, на котором достигается сжатие в 10-12 раз.
Слайд 25Потоковое вещание
Звуковые файлы потокового формата хранятся на сервере и содержащаяся в них
![Потоковое вещание Звуковые файлы потокового формата хранятся на сервере и содержащаяся в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-24.jpg)
информация по специальному протоколу передается в виде сжатого звукового потока на компьютер клиента, где и воспроизводятся соответствующей программой-плеером.
Слайд 26Характерной особенностью потокового вещания является высокая степень сжатия, которая должна обеспечить прохождение
![Характерной особенностью потокового вещания является высокая степень сжатия, которая должна обеспечить прохождение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-25.jpg)
сжатого звука через низкоскоростные каналы связи.
Наиболее распространенным среди потоковых систем является формат Real Audio.
Слайд 27Оцифровка видеоинформации
В отличие от оцифровки звука, отсчеты делаются редко (25 раз в
![Оцифровка видеоинформации В отличие от оцифровки звука, отсчеты делаются редко (25 раз](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-26.jpg)
секунду), но результатом отсчета является целый кадр.
Слайд 28Существует большое количество алгоритмов сжатия (МРЕG 1, МРЕG 2, МРЕG 4 и
![Существует большое количество алгоритмов сжатия (МРЕG 1, МРЕG 2, МРЕG 4 и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-27.jpg)
др.), служащих различным целям и имеющим совершенно различные характеристики, но все они в той или иной степени нацелены на наиболее эффективное сжатие данных с минимальными потерями качества.
Слайд 29Стандарты МРЕG
Слово МРЕG является сокращением от Moving Picture Expert Group — названия
![Стандарты МРЕG Слово МРЕG является сокращением от Moving Picture Expert Group —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-28.jpg)
экспертной группы ISО (международной организации по стандартизации) по кодированию и сжатию видео- и аудиоинформации.
Слайд 30МРЕG 1
Предназначен для записи синхронизированных видеоизображений (обычно в формате 81Р 352x288) и
![МРЕG 1 Предназначен для записи синхронизированных видеоизображений (обычно в формате 81Р 352x288)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-29.jpg)
звукового сопровождения на СD-RОМ (VideoCD) со скоростью считывания до 1,5 Мбит/с.
Слайд 31МРЕG 2
Поддерживает более высокие разрешения, поскольку поток данных в этом стандарте намного
![МРЕG 2 Поддерживает более высокие разрешения, поскольку поток данных в этом стандарте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-30.jpg)
больше (до 40 Мбит/с), чем в МРЕG 1, позволяя записывать полноэкранные фильмы студийного качества.
Слайд 32МРЕG 4
Первоначально создавался для использования в мультимедийных приложениях, использующих узкие каналы связи,
![МРЕG 4 Первоначально создавался для использования в мультимедийных приложениях, использующих узкие каналы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-31.jpg)
например видеоконференции, проводимые через Интернет, и не предназначался для хранения видео.
Слайд 33Неожиданное применение алгоритм сжатия МРЕG 4 получил в качестве средства преобразования DVD-фильмов
![Неожиданное применение алгоритм сжатия МРЕG 4 получил в качестве средства преобразования DVD-фильмов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-32.jpg)
(формата МРЕG 2) с целью их записи на обычные СD-RОМ гораздо меньшей, чем DVD, емкости.
Слайд 34МРЕG 7
Является еще одним представителем семейства МРЕG и предназначен для детального описания
![МРЕG 7 Является еще одним представителем семейства МРЕG и предназначен для детального описания разнородного мультимедийного материала.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-33.jpg)
разнородного мультимедийного материала.
Слайд 35Аппаратные средства мультимедиа
Различают средства, предназначенные для подготовки аудио- и видеофайлов и других
![Аппаратные средства мультимедиа Различают средства, предназначенные для подготовки аудио- и видеофайлов и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-34.jpg)
мультимедиа-продуктов, и средства, предназначенные для их воспроизведения.
Слайд 36Минимальные требования к аппаратным компонентам ПК
В качестве процессора вполне может быть
![Минимальные требования к аппаратным компонентам ПК В качестве процессора вполне может быть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-35.jpg)
использован любой процессор типа Аthlon или Реntium 4 с памятью 256 Мбайт или более.
Такая конфигурация позволяет использовать операционную систему Windows ХР, наиболее подходящую для работы с мультимедиа.
Слайд 37Минимальные требования к аппаратным компонентам ПК
В состав устройств мультимедиа включают также звуковую
![Минимальные требования к аппаратным компонентам ПК В состав устройств мультимедиа включают также](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-36.jpg)
плату (например, Sound Blaster), дисковод СD-RОМ или DVD-RОМ, а также современную видеоплату, желательно с видеовходом и видеовыходом.
Слайд 38Комплексность компьютерных технологий и удобство управления всем процессом работы делают использование компьютера
![Комплексность компьютерных технологий и удобство управления всем процессом работы делают использование компьютера в подготовке мультимедиа-продуктов незаменимым.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-37.jpg)
в подготовке мультимедиа-продуктов незаменимым.
Слайд 39Программные средства мультимедиа
В связи с большим разнообразием задач, решаемых этими средствами и
![Программные средства мультимедиа В связи с большим разнообразием задач, решаемых этими средствами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-38.jpg)
невозможностью создать такой программный комплекс, который удовлетворял бы всем пожеланиям программные средства создания и воспроизведения мультимедиа исключительно многообразны.
Слайд 40Воспроизведение мультимедиа
Наиболее распространенными являются средства для воспроизведения мультимедиа, называемые обычно проигрывателями, или
![Воспроизведение мультимедиа Наиболее распространенными являются средства для воспроизведения мультимедиа, называемые обычно проигрывателями, или плеерами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-39.jpg)
плеерами.
Слайд 41Плееры
WinAmp;
Windows Media;
Quick Time;
Rеаl Рlауеr.
![Плееры WinAmp; Windows Media; Quick Time; Rеаl Рlауеr.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-40.jpg)
Слайд 42Создание мультимедийных приложений
![Создание мультимедийных приложений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-41.jpg)
Слайд 43Задачи средств создания мультимедиа-продуктов
создание и редактирование растровых и векторных графических изображений,
![Задачи средств создания мультимедиа-продуктов создание и редактирование растровых и векторных графических изображений,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-42.jpg)
в том числе анимированных (мультфильмов);
оцифровка и сжатие звукозаписей;
создание музыкальных фрагментов с помощью МIDI-синтезатора;
Слайд 44Задачи средств создания мультимедиа-продуктов
редактирование звуковой информации, позволяющее изменить амплитуду сигнала, наложить или
![Задачи средств создания мультимедиа-продуктов редактирование звуковой информации, позволяющее изменить амплитуду сигнала, наложить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-43.jpg)
убрать фон, вырезать или вставить звуковые фрагменты, подготовить звуковые файлы для включения в окончательный продукт;
видеозахват;
Слайд 45Задачи средств создания мультимедиа-продуктов
синтез трехмерных неподвижных и движущихся изображений;
редактирование видеоизображений и создание
![Задачи средств создания мультимедиа-продуктов синтез трехмерных неподвижных и движущихся изображений; редактирование видеоизображений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-44.jpg)
клипов, в том числе синхронизация звука и изображения;
Слайд 46Задачи средств создания мультимедиа-продуктов
создание гипертекстов и ссылочной гипермедиа-структуры;
объединение всех мультимедиа-компонентов в единый
![Задачи средств создания мультимедиа-продуктов создание гипертекстов и ссылочной гипермедиа-структуры; объединение всех мультимедиа-компонентов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-45.jpg)
комплекс;
запись на физический носитель.
Слайд 47Мультимедиа в сети Интернет
Основным сдерживающим фактором, препятствующим широкому распространению мультимедиа в Интернете,
![Мультимедиа в сети Интернет Основным сдерживающим фактором, препятствующим широкому распространению мультимедиа в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-46.jpg)
является низкая пропускная способность компьютерных сетей.
Слайд 48Мультимедиа можно применять на веб-сайтах в следующих случаях:
приведенные ограничения не являются
![Мультимедиа можно применять на веб-сайтах в следующих случаях: приведенные ограничения не являются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-47.jpg)
существенными по сравнению с важностью информации;
интернет-технологии применяются во внутренних высокоскоростных сетях (интранет);
используются потоковые протоколы передачи мультимедиа-информации, позволяющие представлять ее по мере поступления.
Слайд 49Наиболее простым способом размещения мультимедиа на вебстраницах является использование подключаемых к браузеру
![Наиболее простым способом размещения мультимедиа на вебстраницах является использование подключаемых к браузеру](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-48.jpg)
внешних программных модулей — плагинов.
Слайд 50Использование плагинов
Разработчик веб-страницы размещает место для представления мультимедиа примерно так же, как
![Использование плагинов Разработчик веб-страницы размещает место для представления мультимедиа примерно так же,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-49.jpg)
это делается для изображений, указывая файл с мультимедиа-информацией (аудиофайлом, видеоклипом и т.п.).
Слайд 51Использование плагинов
Когда пользователь открывает такую страницу, браузер определяет тип этого файла, ищет
![Использование плагинов Когда пользователь открывает такую страницу, браузер определяет тип этого файла,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-50.jpg)
в списке доступных ему плагинов модуль, который может воспроизвести этот файл, и запускает его, передав ему файл, указанный на веб-странице.
Слайд 52Использование плагинов
Плагин, в свою очередь, отображает информацию переданного файла в выделенной ему
![Использование плагинов Плагин, в свою очередь, отображает информацию переданного файла в выделенной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/344647/slide-51.jpg)
на веб-странице зоне.
В этой же зоне обычно размещаются элементы управления плагином (вперед, назад и т.п.).