Мусульманское право

Содержание

Слайд 2

представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной

представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной
знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским правом. Ислам, как отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующих, указывающие на то, что они должны делать и что не должны – шариат (пер. с араб. – «путь следования»).

Мусульманское право –

Слайд 3

Коран;
Сунна;
Иджма;
Кияс;

Основные источники:

Коран; Сунна; Иджма; Кияс; Основные источники:

Слайд 4

– незыблемая основа мусульманского права. Это священная книга мусульман, в которой

– незыблемая основа мусульманского права. Это священная книга мусульман, в которой собраны
собраны различные проповеди, обряды и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные пророком Мухаммедом (с.а.с.) в Мекке и Медине. Коран является первым и основным источником мусульманского права.

Коран –

Слайд 5

– сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого пророка Мухаммеда (с.а.с.),

– сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого пророка Мухаммеда (с.а.с.),
воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII – IX вв.) – становления и развития мусульманского права – богословов и юристов. Содержание Сунны составляет признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда (с.а.с.). Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда (с.а.с.) богословами и юристами.

Сунна –

Слайд 6

– согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение

– согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение
юридическо истины, извлеченной из Корана и Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Иджма –

Слайд 7

– источник мусульманского права – рассуждение в области права по аналогии.

– источник мусульманского права – рассуждение в области права по аналогии. Суть
Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаях.

Кияс –

Слайд 8

Согласно теории мусульманского права государство лице суверена-монарха или же в более позднее

Согласно теории мусульманского права государство лице суверена-монарха или же в более позднее
время – парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен - не господин, а слуга права. Он, следуя праву, издает лишь административные акты и следует за правильным осуществлением правосудия. Суверен, или властитель, в мусульманском мире всегда обладал огромной властью. Издаваемые ими акты всегда имели огромное для жизни страны значение – но они никогда не должны были противоречить и нарушать традиции и требования ислама.

Суверен

Слайд 9

Суд осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически

Суд осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически
он вершился именем или от имени Всевышнего. Практически же – специально избранным лицом (кади), которому властитель поручил выполнение судебных функций. Отношение общества к судейству всегда было неоднозначным. В Книге о судьях, дошедший до нас с Х в., говорится, например, с одной стороны о том, что судейская должность – дело Божье, возвышает человека, сулит ему почет и уважение ; быть судьей – значит исполнять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Исполнение ее воспринимается ими как подлинное «бедствие и испытание».

Суд

Слайд 10

Они не входили и входят в содержание мусульманского права, находясь как бы

Они не входили и входят в содержание мусульманского права, находясь как бы
рядом, вне этого права. Даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом. Огромная возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности составляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными.

Обычаи и соглашения

Слайд 11

Также с их помощью происходило приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть

Также с их помощью происходило приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть
их заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешаемый законом договор товарищества.

Юридический стратагем и фикция

Имя файла: Мусульманское-право.pptx
Количество просмотров: 1089
Количество скачиваний: 25