Слайд 2В 1827 г. при содействии английского священника Александра Маклея в Сиднее был
учрежден первый и самый крупный в стране музей — Австралийский музей. Его основу составили естественно-научные коллекции, собранные Философским обществом Австралии.
Слайд 4В 1861 г. в Мельбурне при публичной библиотеке открылся Музей искусств.В 1875
г. он был переименован в Национальную галерею Виктории. Музей обладает одним из богатейших художественных собраний Британского Содружества.
Слайд 5В галереи представлены работы Антониса Ван Дейка, Рембрандта, Клода Моне и других
известных живописцев.
При галерее с 1867 года работала школа искусств, которая до 1910 года являлась ведущей школой искусств в Австралии.
Рембрандт. Два старика диспут. 1628.
Слайд 6К концу 19 века появилось большинство из ныне действующих художественных музеев Австралии.
Крупнейший из них — Национальная художественная галерея Нового Южного Уэльса — был основан в Сиднее в 1874 г.
Слайд 7В конце XX в. в Австралии насчитывалось уже свыше тысячи музеев, принимающих
ежегодно, по самым скромным подсчетам, более десяти миллионов посетителей. Большинство из них — местные музеи, обладающие богатейшими культурными ценностями.
Семь национальных музеев находятся в ведении федерального правительства, и почти все они расположены в столице страны Канберре.
Слайд 81. Особенности деятельности музеев в Африке
Африканские музеи появились на свет в результате
европейской колониальной экспансии.
Первый из них был создан в 1825 г. зоологом Эндрю Смитом в Кейптауне — административном центре Капской колонии, которая в 1910 г. вошла в британский доминион Южно-Африканский Союз.
Слайд 10В остальных регионах колониальной Африки создание музеев началось значительно позже — в
начале XX в. В 1901 г. появился музей в Булавайо (Зимбабве), в 1902 г. — в Солсбери - Хараре, столица Зимбабве,
в 1909 г. — в Найроби (столица Кении), в 1913 г. — в Лоуренсу-Маркиш (Мапуту).
В 1936 г. в столице Сенегала Дакаре был основан Фундаментальный институт Черной Африки (ИФАН), который наряду с прочими учреждениями включил в свою структуру музеи и занялся научными исследованиями во всем регионе Французской Западной Африки.
Все первые африканские музеи не ставили перед собой целей просвещения африканцев и предназначались для европейского посетителя.
Слайд 11После крушения колониальных империй в конце 1950-х — начале 1970-х гг. музеи
наряду с другими структурами и учреждениями перешли в ведение правительств новых независимых государств. Однако большинство населения бывших колоний до сих пор продолжает воспринимать их как чуждые и инородные образования.
Музеи не стали частью африканской культуры:
1. Европейская культурно-просветительная система затронула лишь меньшинство населения, главным образом его городские слои. Сельская, то есть основная часть Африки мало подверглась европейскому влиянию и продолжала жить в рамках вековых традиций.
Слайд 122. Музейные материалы, в частности этнографического характера, собирались и экспонировались в соответствии
с европейской шкалой ценностей, с европейским видением мира. Многие из предметов были похищены или отняты у исконных владельцев, и музей стал восприниматься многими африканцами как своего рода символ насилия над местной культурой.
ПЛАНЫ по развитию музеев в Африке:
1. В процессе реорганизации музея предлагается исходить из местных традиций сохранения семейных и общинных реликвий. Определяющим фактором при решении вопроса о том, что включать в музейное собрание, должно стать мнение местного населения, а не критерии, использовавшиеся в свое время европейцами.