Содержание
- 2. Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с
- 3. Свадебный обряд северных осетин Свадебный обряд северных осетин Свадебный обрСвадебный обряд северных осетин яд северных осетин
- 4. Традиционная технология хохломской росписи по деревуТрадиционная технология хохломской росписи по дереву Русский народный художественный промысел по
- 5. Меленковский гончарный промысел воМеленковский гончарный промысел во Владимирской области Меленковская гончарная посуда с конца XIX века
- 6. Песенная традиция поляков села Вершина БПесенная традиция поляков села Вершина Боханского района Иркутской области Песенная традиция
- 7. Пасхальное качание на качелях и качельные песни в русских селах Вавожского района Удмуртской республикиПасхальное качание на
- 8. Качание на качелях — обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о
- 9. Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с
- 10. Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать. Практически во всех текстах качельных песен устойчиво
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2 Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки,
Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки,
История возникновения
Говоря об истории становления понятия «нематериальное культурное наследие», в первую очередь следует обратиться к истокам более общего явления, вошедшего в конце ХХ в. в научный лексикон, — Всемирное наследие. Предпосылка интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла в 60-е гг. ХХ в. в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних памятников Нубии. Международное сообщество осознало тогда, что гибель памятников являлась бы поистине невосполнимой утратой не только для Египта и Судана, но и для всего человечества. Также государства осознали, что не располагают достаточными средствами для их спасения. Так родилась идея Всемирного наследия и общечеловеческой ответственности за его сохранность.
РАССМОТРИМ НЕСКОЛЬКО НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ НАСЛЕДИЙ РОССИИ
Слайд 3Свадебный обряд северных осетин
Свадебный обряд северных осетин
Свадебный обрСвадебный обряд северных осетин
яд северных
Свадебный обряд северных осетин
Свадебный обряд северных осетин
Свадебный обрСвадебный обряд северных осетин
яд северных
Североосетинская свадьба делится на три этапа, структура и содержание которых типичны для всех локальных традиций:
1. Предсвадебный период — время от первого сватания до свадебного дня — может длиться от одного месяца до полугода и включает выбор невесты, сватание и обручение, которое происходит за неделю до свадьбы.
2. Собственно свадьба в современной практике осетин занимает один, реже два дня, тогда как в прошлом она продолжалась неделю.
3. Послесвадебный период наполнен действиями, направленными на урегулирование отношений двух родов и приобщение молодухи к семье мужа и новому сообществу.
Предсвадебный период. У осетин строго соблюдается традиция экзогамных браков, то есть запрещается бракосочетание внутри определенной общности, в которую входят однофамильцы, члены родственных фамилий æрвадæлтæ, ведущих свое происхождение от одного предка, и родственных фамилий матери. Не приветствуются браки и в тех случаях, когда жених или невеста происходят из рода бабушки.
В недавнем прошлом выбор пары у осетин осуществлялся на основе брачной политики: считалось постыдным женить сына на девушке, чья семья имела более низкий общественный статус. Поэтому алдары (представители высшего сословия у осетин) «женились только на дочерях алдаров или иноплеменных княжнах» .Сейчас выбор пары происходит свободно по обоюдному согласию жениха и невесты, вне зависимости от их возраста и общественного положения.
Слайд 4Традиционная технология хохломской росписи по деревуТрадиционная технология хохломской росписи по дереву
Русский народный художественный промысел
Традиционная технология хохломской росписи по деревуТрадиционная технология хохломской росписи по дереву
Русский народный художественный промысел
Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.
Слайд 5Меленковский гончарный промысел воМеленковский гончарный промысел во Владимирской области
Меленковская гончарная посуда с конца XIX
Меленковский гончарный промысел воМеленковский гончарный промысел во Владимирской области
Меленковская гончарная посуда с конца XIX
Слайд 6Песенная традиция поляков села Вершина БПесенная традиция поляков села Вершина Боханского района
Песенная традиция поляков села Вершина БПесенная традиция поляков села Вершина Боханского района
Песенная традиция поляков из с. Вершина, переселившихся сюда в начале XX в., представляет собой уникальное явление. Она сохранилась до настоящего времени и включает образцы разных жанров: религиозные, обрядовые (свадебные), трудовые, балладные, лирические, нравоучительные, шуточные, детские песни, припевки. Песни исполняются в быту, религиозные песни также в костеле (в основном, в период Рождества). Тематика песен разнообразна, однако преобладают песни любовно-лирического содержания. Лирические и шуточные песни, как правило, сопровождают праздничные застолья, где звучат в исполнении женщин старшего и среднего возраста. Кроме того, они входят в репертуар фольклорного ансамбля «Яжумбэк». Для всех песен характерен куплетно-строфический принцип строения. Более предпочтительной является ансамблевая форма исполнения с инструментальным сопровождением.
Слайд 7Пасхальное качание на качелях и качельные песни в русских селах Вавожского района Удмуртской республикиПасхальное качание
Пасхальное качание на качелях и качельные песни в русских селах Вавожского района Удмуртской республикиПасхальное качание
Вавожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.
На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки. Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки. Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.
Слайд 8Качание на качелях — обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи
Качание на качелях — обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи
Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».
Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.
У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка, весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.
На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.
Слайд 9Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском
Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском
Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.
Красное яичко! Скажи жениха. Не скажешь ты его — Закачаем тебя. До верхнего до бревна, До высокого коня.
По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].
Яйцо — древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху — кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.
В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания — до верхнего бревна, высокого коня, то есть до конька крыши.
В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:
Закачаем, залучаем, За себя взамуж возму.
Слайд 10Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать.
Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная
Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать.
Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная
Летел голубок, Уронил сапожок. — Подай, девица, сапог, Подай, красная, сапог, — Недосуг подавать, Надо дары вышивать, Надо дары вышивать, На базар поспевать. [Женихов выбирать].
Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.
Красненько яичушко, Желтенько желтышушко…
Красненькё яичушко, Зелёненькё желтышушко…
Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:
В красненькой рубашке, В зелененьких штанишках, На березовом сучке — Тут и твой женишок.
Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.
Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».