Народы Поволжья

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Чуваши (самоназвание — чăваш,  чăвашсем) — пятый по численности народ России.
По

ИСТОРИЯ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности
мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.
Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.

Слайд 3

ИСТОРИЯ НАРОДА

Низовые чуваши Казанской губернии, 1869 год

В русских источниках этноним "чуваш" впервые

ИСТОРИЯ НАРОДА Низовые чуваши Казанской губернии, 1869 год В русских источниках этноним
встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары
Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике.

Слайд 4

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ

Чувашский язык — один из государственных языков Чувашской республики. Это единственный

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ Чувашский язык — один из государственных языков Чувашской республики.
живой представитель булгарской ветви, одной из двух крупных ветвей тюркской языковой семьи. Его близкие родственники вымерли еще в Средние века, и остались лишь дальние — все прочие тюркские языки, которые формируют так называемую общетюркскую ветвь. 
Чуваши — народ с основополагающим земледельческим компонентом в хозяйстве, в обозримом прошлом населявший скорее лесную зону, а не степи, и не принадлежавший ни к мусульманскому миру, ни к христианскому. Они исповедовали собственную народную религию, схожую с религиями соседей по Среднему Поволжью — марийцев и удмуртов. Из-за этих характерных черт первые этнографы и лингвисты, работавшие в XVIII веке, считали чувашей и чувашский язык частью «лесного» и «языческого» мира финно-угров. 
Кроме Чувашии, язык распространён в среде чувашских общин, проживающих в Башкортостане, Татарстане, Самарской, Ульяновской, Саратовской и Пензенской областях, а также в некоторых других областях, краях и республиках Урала, Поволжья и Сибири. В Чувашской Республике является государственным языком наряду с русским.

Слайд 5

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ

Чувашский алфавит

Письменность на чувашском языке появилась во второй половине XVIII

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ Чувашский алфавит Письменность на чувашском языке появилась во второй
века.
Кириллический алфавит чувашского языка, в нынешнем виде с 37 буквами существует с 1949 года. Создан на основе русского алфавита.
Включает 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы кириллицы — Ӑ ӑ, Ӗ ӗ, Ҫ ҫ , Ӳ ӳ.
Буквы чувашского алфавита делятся на однозначные и двузначные.
К однозначным относятся буквы, имеющие одно основное значение. Например, буква У во всех положениях обозначает одну и ту же фонему [ u ].
К двузначным буквам относятся буквы имеющие два значения:
- все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;
- буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

По своей функции в чувашской письменной речи буквы алфавита также подразделя­ются на три группы:
- буквы для обозначения гласных фонем (12 букв);
- буквы для обозначения согласных фонем (23 буквы);
- буквы, не обозначающие фонем (две буквы: ъ, ь).

Слайд 6

КУЛЬТУРА И БЫТ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки

КУЛЬТУРА И БЫТ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие.
отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.
В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Слайд 7

КУЛЬТУРА И БЫТ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских

КУЛЬТУРА И БЫТ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Национальным костюмом были одежды типичные для многих
народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Чувашский костюм: 1 – вирьял; 2 – анат-енчи; 3 – анатри.

Слайд 8

ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших.
Несмотря на

ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших.
равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться.
Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот.
Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт.

Слайд 9

ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Из глубины веков до наших дней сохранились традиции чувашского народа.

ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Из глубины веков до наших дней сохранились традиции чувашского
В нашей местности до сих пор проводятся  старинные праздники и обряды.
УЛАХ. Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах».
САВАРНИ. Праздник проводов зимы у чувашей называется «Çǎварни», его справляют одновременно с русской Масленицей.
МАНКУН (ПАСХА). «Мǎнкун» - самый светлый и большой и праздник у чувашей.
АКАТУЙ. "Акатуй" весенний праздник, проводимый после завершения посевных работ. Праздник сохи и плуга.
СИНСЕ. В старину, как только посеянная рожь начинала цвести, старики объявляли о наступлении «Синсе». В это время в колосьях начинали образовываться зёрна, земля считалась беременной, и её ни в коем случае нельзя было беспокоить.
СИМЕК. После завершения всех полевых  весенних работ наступают дни, посвящённые памяти предков – «Симек».
ПУКРАВ. Отмечается 14  октября. Проводят обряд «пукрав ǎшши хупни»(задержание покровского тепла). Этот день считают началом зимних морозов и закрывают продухи в стене.
СУРХУРИ. Зимний праздник молодежи, сопровождавшийся в недавнем прошлом гаданием.

Слайд 10

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) - один из выдающихся деятелей

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) - один из выдающихся
культуры и просвещения дореволюционной России, талантливый педагог, ученый, мыслитель, организатор народного просвещения.
Иван Яковлевич внес большой вклад в развитие чувашской национальной письменности и литературы. Большой заслугой И.Я. Яковлева является создание чувашского алфавита (1871-1873) на основе кириллицы, издание первого чувашского букваря, а также сотен книг учебной, религиозной, художественной, исторической, естественнонаучной, музыкальной, методической и другой литературы на чувашском языке.
Именем И.Я. Яковлева названы средние общеобразовательные школы, улицы в г. Чебоксарах и Ульяновске.

Слайд 11

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Петр Петрович Хузангай (22.01.1907-04.03.1970) - Поэт, переводчик, общественный деятель.

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Петр Петрович Хузангай (22.01.1907-04.03.1970) - Поэт, переводчик, общественный
Народный поэт Чувашии.
Петр Петрович Хузангай известен и как автор литературно-критических работ, посвященных творчеству чувашских писателей. Поэтический диапазон П. Хузангая весьма широк. В его творчестве значительное место занимают стихи о России, Украине, Белоруссии, Латвии, Грузии, Болгарии, Кубе, Чехословакии, Польше

Слайд 12

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Николаев Андриян Григорьевич (05.09.1929-03.07.2004) - 3-й советский космонавт (5-й в мире).
Первый

ВЕЛИКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Николаев Андриян Григорьевич (05.09.1929-03.07.2004) - 3-й советский космонавт
космонавт, который участвовал в военном эксперименте в космосе (совместно с П. Р. Поповичем). В ходе первого полёта (1962 г.) Николаев впервые отвязался от кресла (до него Гагарин и Титов летали жёстко пристёгнутыми), свободно парил в корабле в невесомости.
Совершил два космических полёта — одиночный в 1962 году на 4 суток, в 1970 году парный (с Виталием Севастьяновым) — на 18 суток. Оба полёта на момент их совершения были рекордными по продолжительности.
Имя файла: Народы-Поволжья.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0