Слайд 2ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Обширный регион Восточной Азии включает: КНР (1,4 млрд. чел.), Японию (
126 млн. чел.), КНДР (25 млн. чел.), Корейскую (50 млн. чел.) и Монгольскую Республики (3 млн. чел.).
Слайд 3ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
В конце V - начале IV тыс до н.
э. На территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитичских культур:
культура Цинлянган (провинции Цзянсу и Чжэцзян современного Китая)
культура Яншао (долина главного притока Хуанхэ – река Вэйхэ)
В середине IV тыс до н. э. общность яншаоских племён разделилась на две ветви: одна ушла на запад, в верховья Хуанхэ, другая - на восток, в среднее течение Хуанхэ. Западная ветвь яншаосцев стала впоследствии основой формирования предков тибето-бирманских народов, восточная – вошла в состав древнекитайского этноса.
В III тыс. до н. э. восточные яншаосцы столкунулись на Среднекитайской равнине с племенами более южного происхождения. На основе взаимодействия этих двух этнических групп возник протокитайский язык.
II тыс. до н. э. - протокитайские племена ся и шан (инь) создали крупные союзы племён
Слайд 5КУЛЬТУРА ЯНШАО (IV-III ТЫС. ДО Н. Э.)
Слайд 6ОБРАЗЕЦ КЕРАМИКИ СРЕДНЕГО ПЕРИОДА ДЗЕМОН (III ТЫС. ДО Н. Э.)
Слайд 7В начале I тыс. до н. э. на Среднекитайской равнине завершается процесс
сложения древнекитайского этноса - «хуася»
III в. до н. э. - создание империй Цинь (221 до н. э.(221 до н. э. — 206 до н. э.(221 до н. э. — 206 до н. э.) и Хань (206 до н. э.(221 до н. э. — 206 до н. э.) и Хань (206 до н. э.—220 н. э.)
Примерно в тот же период в степях Монголии складывается этническая общность алтаеязычных кочевников сюнну
В первых веках н. э. в лесостепную зону Монголии пришли монголоязычные сяньбинцы
Примерно в то же время в северной части Кореи возникла держава Когурё, а на юге п-ва – Силла и Пэкче
На Японских о-вах в этот период складываются древнейшие государственные образования (Ямато)
Слайд 8Период с III по IV вв. - «восточноазиатского переселение народов»: создание на
севере Китая многочисленных «варварских государств»
К VII-XII вв. на территории Восточной Азии сформировались все основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населения Восточной Азии
К началу XX в. из всех крупнейших этносов Восточной Азии наиболее консолидированными были японцы и китайцы
«Хуацяо» - китайские эмигранты, в течение длительного времени проживающие в ряде стран Юго-Восточной Азии
Слайд 9СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Преобладание в ряде регионов этнообъединительных процессов над этноразделительными
Прооцесс внутренней консолидации
энических общностей проявляется в культурном и языковом сближении, в постепенном формировании у них общего этнического самосознания – свидетельства завершения процесса консолидации народа
Слайд 11ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
В Восточной Азии представлены пять крупнейших языковых семемей: алтайская, сино-тибетская, автронезийская,
кадаи и автстроазиатская.
Алтайская языковая семья делится на три основные группы:
1) тюркская: уйгуры, салары, казахи и киркизы (все эти народы проживают в Синьцзян-Уйгурском АО)
2) монгольская: монголы, дунгане, ту (монгоры)
3) тунгуско-маньчжурская: маньчжуры, хэчжэ, эвенки и орочены
Слайд 12Сино-тибетская семья делится на две основные группы:
китайская
тибето-бирманская: тибетцы, ицзу, туцзя, хани, лису,
наси (все эти народы населяют юго-западную часть КНР)
Слайд 13Австроазиатская семья:
Распространена в Юго-Восточной Азии. На территории Китая – группа мон-кхмер: кава,
бэнлун, булан. С австроазиатскими языками нередко сближают языки семьи мяо-яо: мяо, яо, шэ
Слайд 14Семья кадаи включает в себя 4 группы:
тайская: чжуан, буи, дай
ли
онг-бе
кам-суйская (или дун-шуй)
Слайд 15Австронезийская семья:
Распространена преимущественно в Юго-Восточной Азии и Океании, в Восточной Азии представлена
лишь языками коренного населения о-ва Тайвань ( «гаошань»)
Слайд 16АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Подавляющее большинство коренного населения Восточной Азии принадлежит к монголоидной большой расе
Монголоидная
большая раса может быть разделена на две малые расы: тихоокеанские и континентальные монголоиды
Из тихоокеанских монголоидов выдедились две группы антропологических типов: восточноазиатская и южноазиатская
Слайд 17Восточноазиатская группа тихоокеанских монголоидов представлена следующими расовыми типами: северокитайским, корейско-маньчжурским, амурским, нанайским
(хэчжэ), восточнотибетским
Слайд 18Южноазиатская группа тихоокеанских монголоидов включает следующие антропологические типы: таи-малайский (тайские народы), восточногималайский
(ицзу, некоторые группы мяо).
Слайд 19Японцы занимают промежуточное положение между восточноазиатскими и южноазиатскими монголоидами
Слайд 20Своеобразен антропологический тип айнов, отличающихся относительной светлокожестью и сильным развитием третичного волосяного
покрова. Айны являются единственным народом на территории Восточной Азии, в физическом типе которых преобладают австролоидные черты.
Слайд 21Континентальные или «классические» монголоиды представлены монгольскими народами МНР и Внутренней Монголии КНР,
а также некоторыми тюркскими народами
Слайд 22ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
ХКТ охотников, рыболовов и собирателей возникли в Восточной Азии ещё в
эпоху мезолита и в чистом виде не сохранились ни у одного этноса этого региона.
Сохранился у мон-кхмерских народов КНР, у некоторых тунгусо-маньчжурских народов.
Слайд 23ХКТ ручных земледельцев умеренного пояса сложился на Средне-Китайской равнине ещё в конце
V тыс. до н. э. Главные зерновые культуры - засухоустойчивые чумиза и просо
Слайд 24ХКТ пашенных земледельцев умеренного пояса - с середины I тыс. до н.
э., впоследствии стал господствующим у китайцев, корейцев и маньчжуров.
Зерновые культуры: пшеница, просо, чумиза, в меньшей степени – рис
Пахотные орудия типа рала (позже - плуга) с железным наконечником. Тягловые животные - быки.
Слайд 25На юге Восточной Азии, Японии и на юге Корейского п-ва распространён ХКТ
пашенных земледельцев тёплого климата.
Главная с/х культура – заливной рис.
Бесполозный плуг, буйволы.
Распространено овощеводство и садоводство (цитрусовые, личжи).
Слайд 26ХКТ пашенных земледельцев высокогорий - горные районы юга Восточной Азии.
Распространён у
тибетцев, ну, дулун и изцу. Зерновые культуры: гречиха, ячмень, овёс.
Тяжёлый плуг с полозом и широким лемехом.
Слайд 27ХКТ кочевников-скотоводов распространён у монгольских, тюркских и тунгуско-маньчжурских народов.
На территории современной
Монголии начал складываться уже в I тыс. до н. э.
Разведение овец и лошадей
На Тибетском плато сформировался ХКТ кочевников-скотоводов высокогорий (яки)
На северо-востоке КНР у отдельных групп ороченов и эвенков – ХКТ таёжных оленеводов
Слайд 28МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Жилище:
У земледельцев тёплого пояса распространены свайные жилища. У ручных земледельцев умеренного
пояса – наземные жилища, раньше – полуземлянки.
каркасно-столбовая конструкция
наличие очага
Слайд 36СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
клановая (патронимическая) организация
«цзунцзу» - патрилинейная группа родственных семей у китайцев
Слайд 37ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Ислам (впервые проник в Китай в VII-VIII вв.)
Хуэй - китайцы-мусульмане
Слайд 38БУДДИЗМ
Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буддизм. Он проник в
Китай, а оттуда в Корею и Японию в первых веках н. э.
Наибольшее значение имела среди них школа «чань» («дзен» - японцев)
У монголов и тибетцев господствующей религией стало одно из направлений буддизма –ламаизм
Слайд 39СТАТУЯ БУДДЫ В ЮНЬГАНЕ (V В. Н. Э.)
ДВОРЕЦ ПОТАЛА (XVII В.)
Слайд 40Китайская иероглифика возникла во II тыс. до н. э.
Слайд 42ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Коллективизм
Иерархичность
Консерватизм, традиционализм
Патриархальное устройство семьи и общества
Натуроцентризм
Трудолюбие
Упорство, стремление к преодолению неудач
Предприимчивость, мобильность
Дисциплинированность
и терпение
Практичный образ мышления
Умеренность, бережливость
Миролюбие, доброжелательность, гостеприимство
Самопожертвование ради интересов коллектива
Фатализм
Идея национального превосходства (у китайцев и японцев)
Слайд 43НАРОДЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Юго-Восточная Азия - условное географическое понятие, включающее п-ов Индокитай с
Малаккой и Сингапуром, Индонезийский, или Малайский архипелаг (более 3 тыс. о-в), западную часть Новой Гвинеи (Ириан – Джайя), Филиппинский архипелаг (более 7 тыс. о-в). Общая площадь: 4 млн км². Общая численность: более 600 млн. человек,
Слайд 45МЬЯНМА
Древнейшее население Мьянмы ( Бирмы) было по антропологическому признаку веддо-австролоидным.
Примерно за
3 тыс. лет до н. э. в Мьянму начали переселяться монголоиды.
В конце I тыс. до н э. с севера на юг, в долину реки Иравади продвигались предки современных бирманцев – мьянма.
На рубеже II- I тыс. до н. э. на территории Мьянмы появились предки тайских народов.
В первые века н. э . в южных районах Бирмы среди бирманского населенеия развёртываются процессы классообразования и возникает государственность
В позднее средневековье, в XIII в. в Мьянме расселяются качины, которые основывают государства.
В середине XIX в. Мьянма стала колониальным владением Англии.
После длительной национално-освободительной войны в 1948 г. была создана Республика Бирманский союз. В 1989 г. страна стала называться «Союз Мьянма». В 2010 г. сменила название на «Республика Союз Мьянма».
Слайд 46ТАИЛАНД
Древнейшее население Таиланда говорило на кхмерских языках.
В последние века до н.
э . на территорию современного Таиланда начались миграции монголоидного населения, говорившего на языках тайской ( тай, лао) и др. групп, которое постепенно ассимилировало местное население.
Таиланд, хотя и сохранил политическую независимость в колониальную эпоху, в экономическом отношении оказался под сильным влиянием Англии и Франции.
Слайд 47ЛАОС
Предки современных лао и горных тайских народов стали продвигаться на его территорию
во второй половине I тыс. до н. э.
В XII в. в Лаосе сложилось первое государство.
Самая крупная этническая группа страны – лао консолидировалась в XIV в. и создало централизованное феодальное государство.
В XIX в. – переселение на территорию Лаоса некоторых групп мяо-яо и населения, говорившего на тибето-бирманских языках.
В конце XIX в. народы лао оказались в колониальной зависимости от Франции.
В результате национально-освободительно борьбы в 1945 г. Лаос добился освобождения от колониальнойй зависимости.
Слайд 48ВЬЕТНАМ
В позднем палеолите на севере Вьетнама обитало население южномонголоидного типа (эта концепция
ещё нуждается в дальнейшем подтверждении).
Большая часть Вьетнама в глубокой древности была заселена веддо-австролоидами, которые постепенно вытеснились и ассимилировались монголоидами.
В X в. сложилось централизованное феодальное государство.
В 1945 г. Вьетнам получил независимость от Франции.
Слайд 49ИНДОНЕЗИЯ
В первой половине III тыс. до н. э. началось переселение южных монголоидов
на острова Индонезии и Филиппин. По языку они принадлежали к австронезийской (или малайско-полинезийской) семье. Миграции завершились к рубежу н. э. В их результате сложились разнообразные этничекие группы и распространились малайские языки.
Первые монголоиды – переселенцы активно смешивались с местным населением. Потомками этой «протоиндонезийской» волны стали батаки, жители Ниаса и Ментавая, некоторые группы даяков и др. При преобладании у них монголоязычного типа заметна примесь субстрактного населения.
Следующие, более поздние волны переселенцев-монголоидов сложились в этнические группы, в антропологическом типе которых влияние местного населения либо вовсе не заметно, либо довольно слабо. Это яванцы, минангкабау Суматры и малайцы.
Слайд 50ФИЛИППИНЫ
Древнее население Филиппин было преимущественно веддо-автролоидным.
Во II-I тыс. до н. э.
на о-ва Филиппин начались крупные миграции монголоидов, выходцев с Азиатского континента, австронезийцев по языку. Частично они ассимилировались с аборигенным населением, частично вытеснили его во внутренние области о-в, где оно сохраняется до нашего вермени.
Во второй половине XVI в. Филиппины были колонизированы Испанией. В 1896 – 1898 гг. была провозглашена независимая Филиппинская Республика, но в 1899 – 1901 гг. она была захвачена США.
В 1946 г. получили независимость.
Слайд 51СОВРЕМЕННЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Мьянма:
Проживает несколько десятков народов (от 25 до 30).
Тибето-бирманская группа сино-тибетской
семьи: мьянма (бирманцы) – ¾ населения, карены, кая, нага
Тайская группа семьи кадаи: шан
Мон-кхмерская группа австроазиатской семьи: моны, паланг, ва
Слайд 52Таиланд:
Тайская группа семьи кадаи: сиамцы (кхонтаи), лао, лы, фуан
Мон-кхмерская группа австроазиатской
семьи: мон, кхмеры, горные кхмеры, кхму
Сино-тибетская семья: китайцы, карены, лису
Языковая семья мяо-яо
Слайд 53Лаос:
Тайская группа семьи кадаи: лао, горные таи
Мон-кхмерская группа австроазиатской семьи: кхму, цутенг,
горные кхмеры
Сино-тибетская семья: китайцы и др.
Языковая семья мяо-яо
Слайд 54Вьетнам:
Мон-кхмерская группа австроазиатской семьи: вьеты, или кинь – 87% населения страны; мыонг,
тхо, кхмеры, горные кхмеры
Тайская группа семьи кадаи: тай, тхай, нунг
Китайская группа сино-тибетская семьи: китайцы (хоа)
Тибето-бирманская группа сино-тибетской семьи: шанзиу, хани
Западноавстронезийская группа австронезийской семьи: чам (тям), зярай, эде
Языковая семья мяо-яо
Слайд 55Камбоджа:
Мон-кхмерская группа австроазиатской семьи: кхмеры, горные кхмеры – свыше 86 % населения;
вьеты
Китайская группа сино-тибетская семьи: китайцы
Западноавстронезийская группа австронезийской семьи: чам (тям), малайцы
Тайская группа семьи кадаи: лао, сиамцы
Слайд 56Малайзия:
Западноавстронезийская группа австронезийской семьи: малайцы, яванцы, банджары, джакун
Аслийская группа австронезийской семьи: сенои
и семанги
Довольно велико число китайцев и индийцев
На малайской части о. Калимантан - даяки
Бруней: малайцы, даяки, китайцы
Сингапур: китайцы - свыше ¾ населения, малайцы, индийцы (тамилы)
Слайд 57Индонезия:
Большинство народов говорят на австронезийских языках. Государсвенным языком республики является бахаса индонесиа,
образованный из ряда малайских диалектов
Восточный Тимор:
Центральноавстронезийская группа австронезийской семьи: тетум, токоде, мамбаи
На восточной половине острова: пупуасские языки трансновогвинейской семьи: бунак
Филиппины:
Самый многочисленный народ государства - бисайя (висайя) – 42 % населения, относятся к языковой группе бисайя австронезийской семьи.
Тагалы - 24% населения, на островах Лусон, Мариндук, Попильо
Западноавстронезийская группа австронезийской семьи: илоки, бикол,капампанган; мусульмане «моро»: маранао, таусог, самаль
Негритосы аэта: ата, батак, думагат
Китайцы
Американцы
Испанцы
Государственный языки: тагалог (пилипино) и английский
Слайд 58СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Во всех странах Юго-Восточной Азии прослеживаются две тенденции в развитии
этнических процессов: первая – национальная консолидация отдельных народностей вокруг доминирующей нации, вторая – сохранение племенной раздробленности и национальной обособленности уже консолидированных наций (китайцы, малайцы, индийцы) внутри одного государства.
Слайд 59ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
ХКТ бродячих охотников и собирателей:
Типичные представители– кубу, акит, часть сакая Суматры,
на Яве - тенггеры, на Калимантане - пунаны и букиты.
Слайд 60ХКТ ручных земледельцев подсечно-огневого типа земледелия:
Сочетали обработку земли с охотой, рыболовством
и собирательством.
Распространено у даяков Калимантана.
Орудия: палки-капалки из твёрдых пород деревьев с заострённым и обожённым концом. Основные с\х культуры: ямс, маниока, рис, кукуруза.
Слайд 61ХКТ МОТЫЖНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ОРОШЕНИЕМ
Слайд 62ХКТ плужного земледелия:
Главная культура – орошаемый рис, в засушливых горных местностях –
кукуруза и суходольный (неорошаемый) рис.
Плантационные продовольственные культуры: бананы, ананасы, кофе, мандарины, манго.
Орудия труда: плуг без отвала или с отвалом, «вертикальная» борона, ножи и серпы для сбора урожая. Буйволы в качестве тягловой силы.
Слайд 67СЕМЬЯ
На семейно-брачные отношения сильнейшее влияние оказали религиозные обычаи: в Индокитае – буддийские,
в Малайзии и Индонезии – мусульманские, на Филиппинах – христианские.
У представителей ХКТ ручных земледельцев и охотников-собирателей - синдиалическая или парная семья, которая базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства.
Слайд 68СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Для ручных земледельцев ещё в недавнее время было
характерно сохранение племенной организации и соседской, в отдельных случаях родовой, общины.
Традиционные первобытнообщинные отношения и общинно-племенная организация на разных стадиях разложения, характерны в наше время только для последних сохранившихся в отдалённых горных областях и заболоченных лесах небольших групп охотников-собирателей.
Слайд 70Большинство населения п-ва Индокитай – мьянма, сиамцы, лао, вьеты, кхмеры – исповедуют
разные толки буддизма, сочетающегося с традиционными народными верованиями, аграными культами, культом предков, магическими и анимистическими представлениями (религиозный синкретизм).
Большая часть населения Западной Малайзии и Индонезии – мусульмане суннитского толка, исключение составляет Бали – синкретическая религия, на основе буддийских, индуистских и народных верований.
На Филиппинах – различные толки христианской религии, в основном – католицизм; у народа моро – ислам.
Племена охотников и собирателей, многие группы ручных земледельцев сохраняют первобытные религиозные верования: анимизм, тотемизм, магию, веру в духов, в переселение душ, культ предков.
Слайд 71ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Прослеживаются две тенденции в формировании этнопсихологических особенностей. С одной стороны, идет
национальная консолидация отдельных народностей, а с другой – значительное взаимовлияние между сложившимися крупными нациями и малыми народностями.