Нартовский эпос. Жемчужина осетинского поэта

Содержание

Слайд 2

Нартский эпос

На́ртский (На́ртовский) э́пос бытует у ряда народов Северного Кавказа. Основу эпоса составляют сказания о

Нартский эпос На́ртский (На́ртовский) э́пос бытует у ряда народов Северного Кавказа. Основу
происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у осетин, абхазо-адыгский народов, балкарцев и карачаевцев. Известны также версии эпоса, встречающиеся у вайнахов, отдельные циклы у сванов и других народов. Существует в прозаической и стихотворной форме. В основе произведения лежит древний эпический цикл народов Кавказа, а также культура северо-иранских (скифо-сарматов) народов.

Слайд 3

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры,
веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Относительно происхождения слова «нарт» исследователи не пришли к единому мнению. Так часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), другие связывают с осетинским «нæ арт» (наш огонь) или древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню нара «солнце» (многие герои эпоса связаны с солярным мифом).

Становление эпосом

Слайд 4

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем
самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.
Также есть различия в именах героев эпоса. Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахомида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу. У балкарцев и карачаевцев — Алауган, Дебет, Джёнгер (Нёгер), Таусо.
Также есть различие между образами нартов.

Сказания разных народов

Слайд 5

У осетин
В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Первые — воины. Их род небогат,

У осетин В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората
но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них.
Согласно теории трёх функций Жоржа Дюмезиля, это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе.

Слайд 6

У вайнахов
В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро.

У вайнахов В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи,
Имена нартских героев состоят из двух частей, т.к у вайнахов принято называть сначала отчество человека. а затем его имя. Например, Хамчий Патриж — буквально означает Патриж сын Хамчи.
Историк Ч. Э. Ахриев полагал, что нарты разделяются на две группы: благородные, высоконравственные нарты и подлые, коварные орхустойцы, которые изображаются как коварные разбойники, нападающие на безоружные сёла. Тем временем, им противостоят местные герои. Оба вида нартов могут и породниться, но между ними идёт постоянная вражда. Боткий Ширтка не является нартом, он выполняет роль советчика и мудреца. Проживает большую часть жизни в мире мертвых. Зачастую, после ссоры с нартами уходит в мир мертвых, а те в свою очередь бывают вынуждены просить у него помощи, т.к нуждаются в его советах и предсказаниях. Б.Ширтка принес из подземного мира мельницу, с его помощью Села Сата принесла оттуда ножницы, иглы, наперсток и рецепт изготовления пива. Образ Ширтки отразился в языческой религии ингушей. После того, как он показал людям, что мертвые получают все, что было пожертвовано им живыми родственниками, ингуши стали устраивать поминальный ужин (марс-пхьор) в конце октября. 

Слайд 7

«Пир нартов» М. Туганов

«Пир нартов» М. Туганов

Слайд 8

У абхазо-адыгских народов
Одно из важнейших тем в эпосе является тема беззаветной любви

У абхазо-адыгских народов Одно из важнейших тем в эпосе является тема беззаветной
к Родине, бесстрашие и отвага героев в её защите. Кроме того, в эпосе достаточно полно представлены и такие темы, как уважительное отношение к женщине, забота о старшем и младшем поколении и его воспитание. В сказаниях нарты своё свободное от работ и защиты Родины – время, проводят на сходках, где они устраивают не только соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и т.д, но и по пляскам, пению, красноречию и смекалке.
Особенное место в нартских сказаниях также занимает — конь. Он является неразлучным другом любого нартского героя и выступает таким же всесильным, как и сам герой, который наделён неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как аристократ среди всех животных и наделён человеческим языком и разговаривает с людьми.
Эпоха нартов представляет собой мифо-эпичеческое время. Одним из первых и крупных собирателей адыгской версии нартского эпоса был кабардинский князь — Кази Атажукин, который в 1864 году выпустил первую книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

Слайд 9

У балкарцев и карачаевцев
Нарты, согласно карачаевским и балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного

У балкарцев и карачаевцев Нарты, согласно карачаевским и балкарским сказаниям, это бесстрашный
дела Золотого Дебета. Они созданы верховным богом Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Нарты делятся на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы (Аликлары), Схуртуковы (Усхуртуклары), Бораевы (Боралары) и Индиевы (Индилары). Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья, к Бораевым — Бора-батыр и Созар, к Индиевым — семь братьев.
Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода — Аликовы и Схуртуковы, и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Агунде.

Слайд 10

У других народов Кавказа
Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских субэтнических групп, таких

У других народов Кавказа Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у
как рачинцы, сваны, хевсуры и др. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, а семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Слайд 11

Герои эпоса
Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан. У всех народов

Герои эпоса Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан. У всех
это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствие удара по слабому месту.
С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.
Также важен цикл о Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она является женой родоначальника нартов — Урузмага.
Образ Сырдона, культурного героя с чертами трикстера (комическими и демоническими), Жорж Дюмезиль проводил параллель со скандинавским Локи.

Слайд 13

Важное место в культурной жизни осетин занимает устное народное творчество, формировавшееся в

Важное место в культурной жизни осетин занимает устное народное творчество, формировавшееся в
течение многих веков и отличающееся большим богатством содержания и форм.

Слайд 14

Во второй половине XIX в.
большим событием в
культурной жизни осетин
явилось

Во второй половине XIX в. большим событием в культурной жизни осетин явилось
зарождение
национальной литературы,
основателем которой был
Коста Хетагуров (1859—1906).

Слайд 15

В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писателей на двух диалектах

В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писателей на двух диалектах
осетинского языка — иронском и дигорском. Выход сборников основоположника осетинской прозы Сека Гадиева {1855—1915) и поэта Александра Кубалова (1871 —1944) явился новым значительным событием в культурной жизни осетин.

Слайд 16

«Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как

«Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как
счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить»

Слайд 17

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного
ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа — вот главная цель всей его жизни.

Слайд 18

К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего

К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего
он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом

Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.

Слайд 19

В осетинской прозе 1960 – 1980-х годов проявляется устойчивый интерес к проблеме

В осетинской прозе 1960 – 1980-х годов проявляется устойчивый интерес к проблеме
молодежи, которая весьма оригинально была разработана в творчестве Бицоева. В его повести «Дети великого Гато», опубликованной в сборнике «Тепло очага» (М., 1974), художественно исследовано пагубное влияние неблагополучной, хотя иногда внешне безупречной семьи на юный характер, показаны тяжкие последствия педагогических ошибок.

Слайд 20

Газданов — писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине. Для

Газданов — писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине.
российского читателя газдановское наследие было открыто в конце 1990-х годов. В Москве в 1998 году было создано «Общество друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его произведений в России и за рубежом. Председатель Общества - Юрий Нечипоренко.

Слайд 21

Во второй половине XX века в литературном процессе большое место занимало русскоязычное

Во второй половине XX века в литературном процессе большое место занимало русскоязычное
творчество писателей национальных республик. На русском языке писал и осетин Алан Черчесов, и на его долю выпал всероссийский успех.
Имя файла: Нартовский-эпос.-Жемчужина-осетинского-поэта.pptx
Количество просмотров: 90
Количество скачиваний: 0