Натюрморт в нескольких уровнях (акварель

Содержание

Слайд 2

Натюрморты в нескольких уровнях встречаются в мировом искусстве гораздо реже привычных натюрмортов

Натюрморты в нескольких уровнях встречаются в мировом искусстве гораздо реже привычных натюрмортов
в одной плоскости.
Многоплановое изображение предметов обычно можно увидеть в пространстве тематической картины, как часть интерьера или аксессуаров в развитии сюжета произведения.
В этом случае исчезает «постановочность» предметов. Они оказываются в естественной среде действия картины, но при этом теряют натюрмортную самостоятельность.
Нами уже рассматривались возможности организации живописного пространства постановки на одной горизонтальной плоскости с фоном и передним планом.
В многоуровневом натюрморте набор выразительных средств обычного натюрморта дополняется особенностью расположения объектов на нескольких высотах, изменением количества планов, точек изображения и восприятия.

Слайд 3

Григорий Николаевич Теплов. 1717-1779

Натюрморт-обманка. 1737

Натюрморт с попугаем.1737

В XVIII веке в европейском и

Григорий Николаевич Теплов. 1717-1779 Натюрморт-обманка. 1737 Натюрморт с попугаем.1737 В XVIII веке
русском изобразительном, ювелирном, декоративно-прикладном искусстве вошли в моду разного рода «трамплеи»-обманки (фр. trompe l’oiel –обман зрения). Подчеркнутая натуральность изображения разнородных предметов, их естественное расположение уже не в интерьере, а в индивидуальном пространстве делали эти картины особенными для зрительного восприятия

Слайд 4

Знаменитый русский( советский) художник Гелий Коржев не только использовал многоуровневые постановки в

Знаменитый русский( советский) художник Гелий Коржев не только использовал многоуровневые постановки в
сюжетных картинах, но и писал их как самостоятельные произведения. Сам автор называл их «социальными натюрмортами»
Гелий Михайлович Коржев (Коржев-Чувелёв; 7 июля 1925, Москва — 27 августа 2012, там же) — советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968—1975).
Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент, 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1966).

Г.М. Коржев. Автопортрет. 1997. х.м.

Слайд 5

Г.М. Коржев. Самовар. 1984. х.м.

Казалось бы, предметы в этом натюрморте расположены в

Г.М. Коржев. Самовар. 1984. х.м. Казалось бы, предметы в этом натюрморте расположены
привычном горизонтальном пространстве. Но за счет чего художник создает притягательную атмосферу и образность в этом произведении ? Квадрат ниши в квадрате холста, а в нише еще и квадрат задника, образуют эффект ухода в глубину. При этом мастер придает большой силуэтной тени значение важнейшего элемента натюрморта. Насыщенная зеленая драпировка, свисая с полки под верхним краем холста, контрастирует с плотной красной тканью у нижнего края. И сдержанный по колориту натюрморт начинает звенеть цветом и пространственными нюансами.

Слайд 6

Г.М. Коржев. В чулане. 1984. х.м.

Горизонтальные ритмы досок стены и полок шкафа,

Г.М. Коржев. В чулане. 1984. х.м. Горизонтальные ритмы досок стены и полок
чередуясь с вертикалями предметов и дверец, в этом произведении создают ощущение крестьянской основательности и добротности. Колористический строй картины теплый и лаконичный. Красные акценты декора драпировки и банки для специй (чая) – ритмические весы в строгой цветовой гармонии. Шедевром композиционного построения живописного пространства является приоткрытая дверца шкафа. Она и отсекает часть плоскости стены, и задает направление к зрителю, и формирует игру тени и света внутри полок.

Слайд 7

Г.М.Коржев.
Полка. 2008. х.м.
Лесенка. 2008. х.м.

Натурная постановка учебного задания 5 курса составлена под

Г.М.Коржев. Полка. 2008. х.м. Лесенка. 2008. х.м. Натурная постановка учебного задания 5
впечатлением от двух этих произведений Г.М. Коржева.

Слайд 8

Натюрморт в двух уровнях.
«Кухонный стеллаж».
Акварель.
А-2 (или стандартный акварельный лист 50х70

Натюрморт в двух уровнях. «Кухонный стеллаж». Акварель. А-2 (или стандартный акварельный лист 50х70 см) 24 уч.часа
см)

24 уч.часа

Слайд 9

На формате А-3 акварельной бумаги делаем предварительный карандашный эскиз натюрморта. Рисунок располагаем

На формате А-3 акварельной бумаги делаем предварительный карандашный эскиз натюрморта. Рисунок располагаем
по центру листа или со смещением к любому краю. Нужно охватить как можно больше пространства, чтобы потом можно было его оптимально ограничить. Для этого используем полоски тонированной бумаги. Необходимо внимательно и точно прорисовать расположение предметов, вертикалей и горизонталей стеллажа.

Слайд 10

В эскизе отрабатываются возможности организации живописного пространства. Свободные боковые стороны эскизного листа

В эскизе отрабатываются возможности организации живописного пространства. Свободные боковые стороны эскизного листа
используем для пробы выкрасок палитры. В данной работе получилась двухполосная раскладка холодных и теплых оттенков. Предварительный эскиз может быть различной степени законченности в зависимости от поставленной автором задачи. Здесь выполнен подробный этюд.

Слайд 11

Предварительный эскиз, выполненный почти на уровне законченной работы, позволяет не только использовать

Предварительный эскиз, выполненный почти на уровне законченной работы, позволяет не только использовать
его для размещения объектов в большом формате, но и значительно облегчает написание в подробностях главного натюрморта. Следует постараться выполнить эскиз за 4-6 уч. часов.
Так как ведение акварели по этапам в эскизе и финишной работе во многом совпадают, рассмотрим этапность на примере большого листа.

Слайд 12

Пропорциональный перенос подробного эскиза в большой формат крайне важен. Он рассчитывается математически

Пропорциональный перенос подробного эскиза в большой формат крайне важен. Он рассчитывается математически
по формуле k=H:h, где k- коэффициент пропорциональности, Н-высота большого листа, h-высота эскиза. В представленном варианте получился коэффициент 2,7. Т.е. любое измерение в эскизе достаточно умножить на 2.7, чтобы получить правильный размер в большом формате. Не стоит, однако, заниматься механическим переносом всех элементов натюрморта. Достаточно определить местоположение вертикальных стоек и полок стеллажа, а потом, соотносясь с натурой и эскизом, расположить на них предметы. В большой работе важны изменения на улучшение изображения как самих предметов, так и организации пространства картины.

Слайд 13

Темный фон играет важную роль в этом натюрморте. Поэтому рекомендуется написать его

Темный фон играет важную роль в этом натюрморте. Поэтому рекомендуется написать его
в первую очередь широкой насыщенной заливкой. Светлая с переходами к темному заливка дальнего плана позволит выявить конструкцию вертикальных стоек стеллажа и силуэт предметов на верхней полке. Затем целесообразно прописать тканевую основу. Напоминаю, что цветовой расклад элементов определяется в эскизе, поэтому держим его под рукой одновременно с натурой. Холодными смесями уводим в тень наборную поверхность верхней полки, а также неосвещенный свес полотенца. Микроскладки и заломы на освещенных частях полотенец пишем короткими заливками плоской кистью.

Важно точно передать направление и характер полос на полотенцах, так как они создают особый ритм в картине. Способы передачи материальности предметов изучались на 4 курсе. Здесь же в большей степени необходимо обратить внимание на передачу освещенности, теней и полутонов. Для этого целесообразно сочетать заливку а-ля прима с последующим лессировочным покрытием для усиления тона.

Слайд 15

На завершающей стадии рекомендуем отойти от натуры и сравнить предварительный эскиз с

На завершающей стадии рекомендуем отойти от натуры и сравнить предварительный эскиз с
получившейся работой в большом формате. Этот метод позволяет посмотреть на готовую акварель обобщенно. Возможно появится необходимость усилить или наоборот ослабить некоторые места в изображении. Большая работа предполагает иную, чем в эскизе степень деталировки. При этом важно сохранить этюдную свежесть и не засушить в итоге «главную» акварель.