Николай Гоголь

Содержание

Слайд 2


"Знаю, что моё имя после меня
будет счастливее меня, и потомки
тех

"Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех
же земляков моих, может быть,
с глазами, влажными от слёз,
произнесут примирение моей тени".
Н.В.Гоголь

Слайд 3

наш современник

Великому русскому писателю, автору бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ

наш современник Великому русскому писателю, автору бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ
Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души" и других в этом году исполнилось бы 200 лет! Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному: то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах". Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает ни одно поколение исследователей.

Слайд 4

Гоголь и современники


Белинский написал около двадцати статей и рецензий,

Гоголь и современники Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвященных
специально посвященных Гоголю. К его имени, к его художественным образам он обращается почти в каждой своей статье. Гоголь был самым любимым писателем Белинского. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего творчества».

Белинский о Гоголе

Слайд 5

Три цикла в творчестве Гоголя

Три цикла в творчестве Гоголя

Слайд 6

Первый цикл

В первом цикле Гоголь нарисовал норму, идеал народной мечты о вольном

Первый цикл В первом цикле Гоголь нарисовал норму, идеал народной мечты о
человеке, о светлой жизни людей, идеал возможного и на земле человеческого бытия, идеал отчасти архаический и стихийный, но связанный с нормами жизни, отразившимися в поэзии народа.

Слайд 7

К первому циклу относится сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В

К первому циклу относится сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В
него входят повести:
«Сорочинская ярмарка»
«Вечер на кануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или Утопленница»
«Пропавшая грамота»
«Ночь перед Рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Федорович, Шпонька и его тетушка»
«Заколдованное место»

Слайд 8

Второй цикл

Во втором цикле Гоголь нарисовал идеал в столкновении с тем, что

Второй цикл Во втором цикле Гоголь нарисовал идеал в столкновении с тем,
сталось в его современности и с этим идеалом,и с человеком: идеал Тараса и Остапа предан гнусным укладом жизни, превращающим человека в Ивана Никифоровича, жизнь – в жвачку, поэзию – в пошлость. В этом цикле – два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего.

Слайд 9

Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят повести:
«Старосветские помещики»
«Тарас

Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят повести: «Старосветские
Бульба»
«Вий»
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Слайд 10

Третий цикл

В третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не

Третий цикл В третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже
изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке; здесь – картина общественной практики, с негодованием отвергаемой Гоголем. По-прежнему Гоголь знает, что в глубине души несчастных, опоганенных людей-жертв таятся возможности воскресения их ко всему великому; еще более страстно он проповедует возрождение словами негодования и ненависти к общественной неправде. Но нравственное возрождение он рисует в безумиии, после смерти…

Слайд 11

Значение творчества Гоголя огромно в настоящее время, и не только для России.

Значение творчества Гоголя огромно в настоящее время, и не только для России.
"Те же чиновники, - говорил Белинский, - только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!" Жизнь подтвердила правоту этих слов. А гениальные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.

Слайд 12

Гоголь в кино

Взаимоотношения литературы и кино на раннем этапе развития обусловливались эстетическими

Гоголь в кино Взаимоотношения литературы и кино на раннем этапе развития обусловливались
пристрастиями публики. Среди городского населения, которое в основном и посещало кинематограф в начале XX в., определенной популярностью пользовались книги о таинственно-мистическом и ужасном типа «готического» («черного») романа. Именно это увлечение публики вызвало интерес кинематографа начала 1910-х гг. к произведениям с элементами демонического и иррационального, нарушающего однообразие жизни. Тогда кинематограф и обратился к творчеству Н. В. Гоголя. Заметим, что кино заинтересовали его повести «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Шинель», содержавшие сказочное, таинственное, мистическое и потому способные обеспечить коммерческий успех у публики. И сегодня фильмы по произведениям Н.В.Гоголя имеют большой успех у зрителей.

Слайд 13

Трейлер к фильму «Тарас Бульба»

Трейлер к фильму «Тарас Бульба»

Слайд 14

Гоголь в театре

Н. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с
которой можно много

Гоголь в театре Н. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно
добра принести
людям».
Спектакль заставляет вспомнить о мистических сущностях и химерах таких шедевров Гоголя, как “Вий”, “Нос”, “Майская ночь”. Но в то же время постановка странным, загадочным образом переплетается с реалиями нашей сегодняшней жизни.

«Шинель»

«Ревизор»

«Мертвые души»

Слайд 15

«И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…»

Вот так дело!
Как такое может быть,
если рукопись

«И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Вот так дело! Как такое может
сгорела,
а герой остался жить?
Через дали, через годы
он заброшен на беду
катапультой дымохода
в современную среду.

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.

Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.

Слайд 16

Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны прежде всего

Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны прежде всего
тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю жизнь Гоголь искал идеального, прекрасного человека с достойной, не развращенной корыстью душой. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: “Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться, только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой”.

Слайд 17

«Мертвые души»

К 1835 году относятся первые сведения о начале работы Н.В. Гоголя

«Мертвые души» К 1835 году относятся первые сведения о начале работы Н.В.
над поэмой "Мертвые души". Писатель собирал сведения о случаях мошенничества с умершими крестьянами, не учтенными в ревизских документах. Сюжет произведения был отчасти подсказан А.С. Пушкиным. Он же стал одним из первых слушателей и критиков ранних вариантов поэмы. После смерти поэта в письме к В.А. Жуковскому Гоголь называет "Мертвые души" "священным завещанием" Пушкина. Первый том "Мертвых душ" вышел в свет в 1842.

Н. Полевой писал в "Русском вестнике": "Почему… современность представляется ему в таком неприязненном виде, в каком изображает он ее в своих "Мертвых душах", в своем "Ревизоре", и для чего не спросить: почему думает он, что каждый русский человек носит в глубине души своей зародыши Чичиковых и Хлестаковых?" Как известно, второй том поэмы был сожжен автором.

Слайд 18

Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Ему чужды

Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Ему чужды
мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.
Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко.

Чичиков в «Мертвых душах»

Слайд 19

«Ревизор»

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был

«Ревизор» Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет
подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что он восходит к рассказам о командировке П. П. Свиньина в Бессарабию в 1815.
Также известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».
В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других.

Слайд 20

Хлестаков в «Ревизоре»

Характер Хлестакова, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется. Мы видим,

Хлестаков в «Ревизоре» Характер Хлестакова, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется. Мы
что герой, хоть и хочет казаться значительным, на самом деле ничего из себя не представляет. Все стремления его — низкие и мелочные: просаживать отцовские деньги, кутить, играть в карты и позволять себе любые другие развлечения.
В этом образе воплотились все отрицательные черты дворянства: мотовство, честолюбие, чванство, притязания на образованность при явном невежестве. Цель жизни такого никчемного человека — доставлять себе всевозможные радости, не прилагая никаких усилий. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», — считает он.

Слайд 21

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N

Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город
N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России.

Слайд 22

"Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти -

"Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти -
это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеемся, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени.

Слайд 23

«Изображение двух бесов»

...Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — являются

«Изображение двух бесов» ...Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков —
двумя современными российскими персонажами, двумя образами вечного зла — «бессмертной человеческой вульгарности». По словам Пушкина, «то были изображения двух бесов». Вдохновенный мечтатель Хлестаков и положительный деляга Чичиков — за этими двумя противоположными личностями скрыта третья персона, их объединяющая, персона черта «без маски», «во фраке», «со своим собственным лицом» вечного нашего двойника, который показывает нам наше отражение в себе, как в зеркале, и говорит: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!».

Слайд 24

Актуален ли Гоголь сегодня?

Нам кажется – да. Он не может быть не

Актуален ли Гоголь сегодня? Нам кажется – да. Он не может быть
актуален, так как проблемы, поднимаемые в его произведениях, были характерны для русского общества на протяжении всей его истории. Конечно же это, во-первых, произвол чиновников и «сильных мира сего», которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и надувалы, люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, выбивающиеся в люди лизоблюдством и присмыканием. Все они знакомы современной России.
Ведь и теперь, зачастую, чиновники ищут личной выгоды почти в каждом деле, стараются всячески применить свою власть не для помощи людям, а для своей наживы. А аферисты? Мы почти ежедневно встречаемся с ними: подставные фирмы по продаже жилья, несуществующие турбюро, жулики, втягивающие людей в свои аферы. Чичиков, несомненно, более приятный персонаж, но суть у них одна – надувательство простых людей. Про тех, кто добивается своих целей присмыканием и лизоблюдством, и говорить не стоит, ведь наверняка каждый не раз в своей жизни встречался с такими людьми.

Слайд 25

Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и,

Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и,
пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.
Перед Гоголем должно благоговеть…. время! Как много упало в его бездну, но Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искромётному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных, Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном и порой кажется, что герой его произведения – это отголосок времени, ведь у нас много своих героев, как бы списанных и прописанных у нас, в XXI веке.
Мы думаем, что никто до Гоголя не написал так полно и правдиво о русском чиновничестве, которое, увы, не переменилось и в наше время. Смеясь, он безжалостно проникает в самые зловредные уголки этой нечистой зловредной души.
Но и сегодня картины нашего быта, государственного уклада вряд ли обрадовали писателя, мы так же достойны осмеяния.

Слайд 26

СПАСИБО!

СПАСИБО!
Имя файла: Николай-Гоголь.pptx
Количество просмотров: 169
Количество скачиваний: 2