Нижегородский народный костюм

Содержание

Слайд 2

Нижегородская область - это красивый край, родина нижегородского
ополчения и золотой хохломы,

Нижегородская область - это красивый край, родина нижегородского ополчения и золотой хохломы,
духовный и деловой центр Поволжья.

Слайд 3

Мужской костюм Нижегородской губернии России второй половины XIX - начала XX века

Мужской

Мужской костюм Нижегородской губернии России второй половины XIX - начала XX века
костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

Слайд 4

Мужской парадный костюм

Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной

Мужской парадный костюм Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной,
ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.

Слайд 5

Зимняя мужская одежда

Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и

Зимняя мужская одежда Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной
осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.

Слайд 6

Женский костюм

Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы, основу

Женский костюм Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы,
обоих составляла рубаха. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Заготавливая ткань, мастерица учитывала форму будущей вещи и места для вышивки Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити.

Слайд 7

Повседневный костюм

Повседневный костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых необходимых

Повседневный костюм Повседневный костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых
предметов одежды.
Шилась одежда обычно из дешёвых тканей фабричного производства или, чаще, домотканых. Как правило, рубахи скудно украшались по вороту, манжетам; понева украшалась только по подолу, а сарафан только в верхней части.

Слайд 9

Детский костюм

Детей до пяти - семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и

Детский костюм Детей до пяти - семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики
девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер.

Слайд 10

Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол.

Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У
У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки.

Слайд 11

В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она

В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она
дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.

Слайд 12

Праздничная одежда

Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах.

Праздничная одежда Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных
Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны.

Слайд 13

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с
сарафаном. Панева считается более древним видом женской одежды.

Слайд 14

Со времён Древней Руси "красный" - красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный.

Со времён Древней Руси "красный" - красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный.
В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки). Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Слайд 15

Свадебный наряд

Величественный, массивный, объемный сарафан – косоклинник, золотом расшитые платки и епанички

Свадебный наряд Величественный, массивный, объемный сарафан – косоклинник, золотом расшитые платки и
(душегреи), женские и девичьи головные уборы, унизанные жемчугом. Красный цвет входил в костюмы невест.

Свадьба всегда была очень значимым и важным событием в жизни людей. Рождение новой семьи отмечалось торжественно и празднично, с соблюдением всевозможных ритуалов.

Слайд 16

Обувь

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке.

Обувь Обувь — кожаные ботинки на шнуровке.

Слайд 17

Горожане нашего края

Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном положении

Горожане нашего края Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном
их владельцев. Праздничный костюм богатого купца или крестьянина отличался от костюма его менее зажиточного соседа или просто бедняка большим количеством вещей, входивших в его состав, обилием и ценностью украшений, включением в костюм модных городских предметов, да и шился такой костюм из дорогих тканей.