Нижнетагильский поднос

Содержание

Слайд 2

Декоративная роспись подносов зародилась в двух известных ремесленных центрах: это Жостовская фабрика

Декоративная роспись подносов зародилась в двух известных ремесленных центрах: это Жостовская фабрика
подносного промысла в Подмосковном городе Мытищи и Уральский подносный промысел из города Нижний Тагил.

Особенной популярностью у отечественных и зарубежных почитателей искусства, пользуются русские художественные лаковые промыслы, они включают в себя изготовление изделий из папье-маше, украшенных жанровой живописью, а также производство железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Слайд 3

История промысла

Подносный тагильский промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было

История промысла Подносный тагильский промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было
немало иконописцев. Отсчёт истории тагильского подноса идёт от даты – 1746 г., к которой относят первые архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Расписывались металлические изделия – подносы, сундуки, шкатулки.

Одним из основателей лаковой росписи по металлу считается Андрей Степанович Худояров, организовавший собственную мастерскую. Именно этому художнику принадлежит секретный рецепт необычайно прозрачного и стойкого «хрустального» лака.

Слайд 4

Н.Н. Демидов желал укрепить позиции уральских промыслов и сохранить традиции уникальных

Н.Н. Демидов желал укрепить позиции уральских промыслов и сохранить традиции уникальных ремесленных
ремесленных знаний. Для этого в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта специальная художественная школа, в которой преподавали выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств.

К середине XIX века на смену подносам-картинам, приобрели популярность более расхожие и различные по формам подносы с цветочной росписью, Хотелось бы заметить, что уральский подносный промысел оказал своеобразное влияние и на промысел Жостова. Мастера промысла позаимствовали не только металлическую основу для росписи, но и некоторые формы подносов.

Слайд 5

В конце XIX – начале XX века тагильский промысел приходит в упадок.

В конце XIX – начале XX века тагильский промысел приходит в упадок.
Подобная участь характерна для большинства центров народных промыслов, поскольку не многим удалось выжить после революции 1917 года и затем возродиться. Тагильский подносный промысел сумел выжить, сохранив для будущих поколений возрожденную с новой силой уральскую роспись.

Восстановление в Нижнем Тагиле коренного уральского письма на новом качественном уровне началось в 1970-е годы. В 1976 году на заводе «Эмальпосуда» начинают проводить эксперименты по возрождению уральской росписи. Большая роль по возрождению стиля уральского письма, принадлежит искусствоведу В.А. Барадулину.

Слайд 6

Развитию и становлению тагильского промысла в конце 1970-х – начале 1980-х годов

Развитию и становлению тагильского промысла в конце 1970-х – начале 1980-х годов
послужило плотное изучение предметов народного быта с уральской росписью в краеведческих музеях Урала. Также к работе над возрождением росписи привлекались опытные старейшие мастера, владевшие секретными приемами.

Слайд 7

Техника нижнетагильского письма

Техника письма тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают

Техника нижнетагильского письма Техника письма тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос
писать с подмалевка, наносится он пальцами, размечая тем самым основные цветочные массы, затем по подмалевку ведется уже вся роспись в технике двойного мазка.

Таким образом на кисть одновременно набирается две краски, это особая техника так называемой белильной «разживки» или «разбела».

Белила или более светлая по оттенку краска «оживка», набирается на внешний край кисти «носочек», который вращают таким образом чтобы белила легли по контуру цветка или листа.

Слайд 9

Основатель нижнетагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьевна

Яркие и самобытные подносы А.В. Афанасьевой, отображают

Основатель нижнетагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьевна Яркие и самобытные подносы А.В. Афанасьевой,
все особенности уральского письма. В ее работах можно проследить всю виртуозность владения кистью, легкость и свободу живописного написания цветочных мотивов, а также свежесть и красоту природных оттенков цветов.

Работы Агриппины Васильевны Афанасьевой .

Слайд 10

Чем жостовский поднос отличается от нижнетагильского

Одной отличительной особенностью тагильского подносного письма,

Чем жостовский поднос отличается от нижнетагильского Одной отличительной особенностью тагильского подносного письма,
является то, что цветы в композиции располагаются свободно, не перекрывая друг друга. Также тагильское подносное письмо отличает, что нет многослойной техники письма, цветы пишутся за один прием.

                                                                                                                                                         Сохранить Поднос работы Л.И.Кузиловой "Цветущий сад ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РУССКИМ РЕМЕСЛАМ, CC BY-SA 3.0"

Слайд 11

Чем отличается жостовский поднос от нижнетагильского

Жостовский поднос

Нижнетагильский поднос

Чем отличается жостовский поднос от нижнетагильского Жостовский поднос Нижнетагильский поднос
Имя файла: Нижнетагильский-поднос.pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 1