Новейшая история западных исповеданий Лекция 3. Новая теология – история и основные представители

Содержание

Слайд 2

1907-1958 гг. – запрет на любые нетомистские формы богословия в Католической Церкви.
Все

1907-1958 гг. – запрет на любые нетомистские формы богословия в Католической Церкви.
отклонения сразу признаются формой модернизма.

Феномен «новой теологии». Исторический контекст.

1907 г. - декрет “Lamentabili” и энциклика “Pascendi”; осуждение «модернизма»
Католический модернизм представляет собой систему взглядов , направленную на приспособление вероучения к современным условиям общественной жизни и к современному уровню науки.

Слайд 3

Название «новая теология»

«Термин nouvelle théologie, по-видимому, ввел в употребление епископ Пьетро

Название «новая теология» «Термин nouvelle théologie, по-видимому, ввел в употребление епископ Пьетро
Парента из Священной Канцелярии, употребив его в уничижительном смысле в феврале 1942 г. в Osservatore Romano, официальной газете Ватикана».

Не «новая теология», а
«возвращение к истокам»
(франц. ressourcement)

Слайд 4

Отличие «новой» теологии от модернизма

«Новая» теология» - новое прочтение Писания, святоотеческих текстов

Отличие «новой» теологии от модернизма «Новая» теология» - новое прочтение Писания, святоотеческих
в поисках обновления мысли и жизни в диалоге с современностью.

Модернизм - скепсис по отношению к средневековой и патристической мысли, сведение Предания к устаревшей истории.

«Если „новое богословие“ не было ново в том, что обращалось к преданным забвению теологиям прошлого, то было ново в возрождении интереса к ним тогда, когда они считались устаревшими. И делало это не только через обращение к ним как к объектам исторического исследования, но предложило их в качестве источника для конструктивного богословия».

Слайд 5

Лё Сольшуар. Доминиканское крыло «новой» теологии

1904 г. – дата основания
Le Saulchoir (с

Лё Сольшуар. Доминиканское крыло «новой» теологии 1904 г. – дата основания Le
фр. – «место, засаженное ивами») - цистерцианское аббатство в бельгийском г. Турне
1939 г. – возвращение во Францию
1992 г. - открытие Центра исследований «Лё Сольшуар» в Париже

Слайд 6

Мари-Доминик Шеню (1895-1990 гг.)

1913 г. – вступление в орден доминиканцев
1914-1920 гг. –

Мари-Доминик Шеню (1895-1990 гг.) 1913 г. – вступление в орден доминиканцев 1914-1920
обучение в Риме, в будущем Папском университете Фомы Аквинского
с 1920 г. - преподаватель богословия в Лё Сольшуар
научная задача - замена внеисторического исследования томизма прочтением Фомы Аквинского в историческом контексте
1923 г. - эссе об исторической реконструкции текста Аквината; сборник эссе «Слово Божие - Вера согласно разуму» (La Parole de Dieu I-La foi dans l'intelligence, Paris 1964)

Слайд 7

Богословие Шеню

«Одна школа богословия: Лё Сольшуар (Une ecole de theologie: Le

Богословие Шеню «Одна школа богословия: Лё Сольшуар (Une ecole de theologie: Le
Saulchoir, 1937) - помещена в Индекс запрещенных книг в 1942 г.
«Введение в изучение Святого Фомы Аквинского» (Introduction a l'etude de saint Thomas d'Aquin, Montreal-Paris 1950),
«Богословие как наука в XIII веке» (La theologie comme science au XIIIe siècle, Paris 1957)
«Богословие в XII веке» (La theologie au XIIe siècle, Paris 1957)
Богословие труда и поддержка священников-рабочих
«Святой Фома Аквинский и теология» (Saint Thomas d'Aquin et la theologie, Paris 1959)

Слайд 8

Ив Мари-Жозеф Конгар (1904 – 1995)

1918–1921 гг. обучался в семинарии в Реймсе,

Ив Мари-Жозеф Конгар (1904 – 1995) 1918–1921 гг. обучался в семинарии в

1921-1924 — обучался в университетской семинарии при Католическом институте в Париже
1925 г. - вступил в Доминиканский орден
1926–1931 гг. - обучался в Лё Сольшуар у Шеню
1931–1939 гг., а затем в 1945–1954 гг. – преподаватель в Лё Сольшуар (перерыв связан с войной и призывом в армию)
1956 -1968 гг. – профессор богословия в университете Страсбурга
1968 г. – выход на пенсию

Слайд 9

Богословие Конгара

1938 г. - монументальная статья «Богословие» (Τhéologie) для многотомного справочника

Богословие Конгара 1938 г. - монументальная статья «Богословие» (Τhéologie) для многотомного справочника
Dictionnaire de la théologie catholique (Congar. 1943)
«Разделенные христиане: Принципы католического “экуменизма”» (Congar. 1937)
1969 г. - вместе с 38 другими теологами из разных стран подписал заявление “О свободе богословов и богословия в церковном служении”, опубликованное в журнале “Concilium”. Заявление было сделано в защиту богослова-доминиканца Э. Схиллебекса.
1979–1980 гг. - трехтомник «Верую в Духа Святого» (Congar. 1979–1980)
«Различия и общение: Исторические данные и богословские выводы» (Congar. 1982)

Слайд 10

Лион-Фурвьер. Иезуитское крыло «новой» теологии

Появление связано с деятельностью Анри де Любака
Фурвьер –

Лион-Фурвьер. Иезуитское крыло «новой» теологии Появление связано с деятельностью Анри де Любака
название холма в центре Лиона, где располагается собор
1930 г. – лекция Любака «Апологетика и богословие»
Главные имена – Анри де Любак, Жан Даниэлу, Ханс Урс фон Бальтазар

Слайд 11

Анри де Любак (1896-1991 гг.)

1912 г. – окончание иезуитской семинарии в Лионе

Анри де Любак (1896-1991 гг.) 1912 г. – окончание иезуитской семинарии в
со степенью бакалавра
1913 г. - поступление в новициат иезуитского ордена
1919–1920 гг. – изучение классической филологии; 1920–1923 гг. – философии; 1924–1926 – богословия
1931 г. – принесение постоянных обетов
с 1930 г. – профессор Лионского университета
1950 г. – отстранение
1958 г. – член Французской академии
1960 г. – реабилитация и активная административная деятельность

Слайд 12

Богословие Любака

«Аспекты буддизма» (1951), «Встреча буддизма и Запада» (1952) и «Амида»

Богословие Любака «Аспекты буддизма» (1951), «Встреча буддизма и Запада» (1952) и «Амида»
(1955)
«Католичество. Социальные аспекты догмата» (1938; ср. рус. перевод 1992)
«Драма атеистического гуманизма» (1944; см. рус. перевод 1997)
«Сверхприродное» (1946)
«История и дух: Понимание Писания у Оригена» (1950)
«Мысли о Церкви» (1953; ср. рус. перевод 1994)
«Средневековая экзегеза. Четыре смысла Писания» (T. 1–4. 1959–1964, суммарный объем 1800 стр.)
«Духовные наследники Иоахима Флорского» (1979, 1981)

Слайд 13

Жан Даниэлу (1905-1974 гг.)

получил высшее образование в Сорбонне, где специализировался по

Жан Даниэлу (1905-1974 гг.) получил высшее образование в Сорбонне, где специализировался по
древнегреческому языку
1929 году он начал свое церковное служение, став послушником в иезуитском ордене
1936 - 1939 гг. – обучение в Лион-Фурвьер
основатель серии «Христианские источники»
1943 г. - защитил докторскую диссертацию по богословию в Католическом институте о Григории Нисском
1944 г. - защитил докторскую диссертацию по филологии в Сорбонне о Григории Нисском
основатель и духовный руководитель кружка святого Иоанна Крестителя
1961-1969 гг. – декан Католического института в Париже
1969 г. – кардинал, 1972 г. - академик

Слайд 14

Богословие Даниелу

«Платонизм и мистическое богословие» (1944)
«Тайна спасения народов» (1945),
«Тайна ожидания»

Богословие Даниелу «Платонизм и мистическое богословие» (1944) «Тайна спасения народов» (1945), «Тайна
(1948),
Библия и Литургия (1951),
«Размышления о тайне истории» (1953),
«Святые язычники Ветхого Завета» (1956),
«Иоанн Креститель, свидетель Агнца» (1964),
«Церковь апостолов» (1970)
«В начале» (1963),
«Евангелия детства» (1967),
«Воскресение» (1969)

Слайд 15

Ханс Урс фон Бальтазар (1905-1988 гг.)

Изучал германистику и философию в университетах

Ханс Урс фон Бальтазар (1905-1988 гг.) Изучал германистику и философию в университетах
Цюриха, Берлина и Вены
В студенческие годы начала симпатизировать духовности Игнатия Лойолы
1928 г. – защитил докторскую диссертацию на тему «История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе»
1933-1937 гг. - изучал теологию в Лионе-Фурвьер
нач. 40-ых гг. – знакомство с Адриен фон Шпайр
1945 г.- совместно с Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), что привело к конфликту и выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950)
После смерти Шпайр (1967 г.) восстановил полноценное сотрудничество с официальной Церковью
Имя файла: Новейшая-история-западных-исповеданий-Лекция-3.-Новая-теология-–-история-и-основные-представители.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0