Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ:

Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности

ЦЕЛЬ: Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных
средствами изобразительного искусства.
Задачи урока:
Образовательные:     Познакомить  учащихся с новыми понятиями. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными техниками и приемами работы.
Развивающие:     Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
Воспитательные:   воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.
Особенности урока: интеграция изобразительного искусства и литературы.
Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение.

Слайд 3

УРОК 1-2. ПОНЯТИЕ КОМПОЗИЦИИ. ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ. РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ.

УРОК 1-2. ПОНЯТИЕ КОМПОЗИЦИИ. ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ. РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ.

Слайд 4

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в
и общее.
Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией
Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

Слайд 5

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ФОРМАЛЬНУЮ КОМПОЗИЦИЮ?

Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур,

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ФОРМАЛЬНУЮ КОМПОЗИЦИЮ? Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур,
выражает логику композиционного построения.

Диего Веласкес. Сдача Бреды.

Слайд 6

КЕДР БАСНЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

КЕДР БАСНЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Слайд 7

Кедр – один из главных героев, он большой и важный. Даже сказка

Кедр – один из главных героев, он большой и важный. Даже сказка
так и называется «Кедр».
ПРАВИЛО 1: Всегда нужно точно знать, кто главный герой. Он будет центром композиции. Центр – то место, куда сразу же должен посмотреть зритель.

Слайд 8

КАКИМ ПО РАЗМЕРУ ДОЛЖЕН БЫТЬ КЕДР?

КАКИМ ПО РАЗМЕРУ ДОЛЖЕН БЫТЬ КЕДР?

Слайд 9

КОМПОЗИЦИЯ – СЮЖЕТ ИЗ ЖИЗНИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ГЕРОЕВ

Хочется выбрать

КОМПОЗИЦИЯ – СЮЖЕТ ИЗ ЖИЗНИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ГЕРОЕВ Хочется
первый вариант. Однако, выбрать следует средний, тот, где размеры кедра поменьше, так как у нас есть еще другие герои, и о них нельзя забывать. Например, деревья фруктового сада. В сказке они все будут спилены по приказу гордого кедра.

Слайд 10

А сколько же всего главных героев?
Кто же наказал гордый кедр?
Оказывается,

А сколько же всего главных героев? Кто же наказал гордый кедр? Оказывается,
мы забыли про ветер! Значит главных героев трое – кедр, все деревья фруктового сада и ветер. Каждому из них тоже нужно место. То есть наш главный герой поменял свое местоположение. Он расположился ближе к краю листа.

Слайд 11

Кто побеждает, тому и места больше. Ветер надвигается на кедр, наклоняет его

Кто побеждает, тому и места больше. Ветер надвигается на кедр, наклоняет его в сторону.
в сторону.

Слайд 12

Центр композиции может сдвигаться к краю листа

Девочка и мальчик весят примерно одинаково.

Центр композиции может сдвигаться к краю листа Девочка и мальчик весят примерно
Им легко качаться. Они в равновесии. Если девочки не будет, то мальчик качаться не сможет. Одна сторона качели будет тяжелее, чем другая

Слайд 14

Вместо мальчика можно представить кедр. Да и ветер, как сильный соперник, сталкивает

Вместо мальчика можно представить кедр. Да и ветер, как сильный соперник, сталкивает
кедр к краю листа. Художники говорят, что нарушено равновесие. Одна часть листа стала тяжелее другой.

Слайд 15

КАК ЖЕ ВОССТАНОВИТЬ РАВНОВЕСИЕ В НАШЕЙ РАБОТЕ?

Мы забыли про пеньки, которые

КАК ЖЕ ВОССТАНОВИТЬ РАВНОВЕСИЕ В НАШЕЙ РАБОТЕ? Мы забыли про пеньки, которые
испугавшись, наблюдают за поединком кедра и ветра. Поместим их на второй свободной половине листа. Представим пеньки в виде небольших пятен, которых должно быть много, чтобы удержать качели в равновесии. Не надо забывать содержание сказки. Ведь спиленные деревья – герои сказки и без них композиция не закончена.

Слайд 16

Уберем качели и посмотрим, что получится.

Уберем качели и посмотрим, что получится.

Слайд 17

ВОПРОСЫ

Сегодня мы выполнили композицию по прослушанному произведению. Мы работали по правилам.

ВОПРОСЫ Сегодня мы выполнили композицию по прослушанному произведению. Мы работали по правилам.
Какие из них вы запомнили?
Смогли бы вы объяснить, что значит равновесие в композиции?
Как еще можно было изобразить ветер?
Хотели бы вы еще поработать как настоящие художники, которые рисуют картинки к сказкам?

Слайд 18

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Слайд 19

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Слайд 20

УРОК 3. ДОМИНАНТА. ЦЕЛОСТНОСТЬ.

УРОК 3. ДОМИНАНТА. ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Слайд 23

Целостность – внутреннее единство композиции

Отсутствие целостности

Целостность по отношению к раме

Целостность – внутреннее единство композиции Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Слайд 24

Объединение элементов, частей в единое целое

Объединение элементов, частей в единое целое

Слайд 25

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции
Любая композиция для своей выразительности должна

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции Любая композиция для своей выразительности
обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.

Слайд 27

Варианты организации доминанты:
1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с

Варианты организации доминанты: 1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению
довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.
4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом.
5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Слайд 29

ПО ЦВЕТУ

ПО ЦВЕТУ

Слайд 30

ПО ФОРМЕ

ПО ФОРМЕ

Слайд 32

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть
ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности.

Два композиционных центра: главный и второстепенный

Слайд 33

ЗАДАНИЕ

Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

ЗАДАНИЕ Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Слайд 34

УРОК 4. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

УРОК 4. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Слайд 35

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции
в художественном проектировании. С симметрией человек встречался и встречается повседневно в природе, технике и архитектуре.

Слайд 37

Симметрия, которую человек раскрыл в творениях природы, стала для него своеобразной нормой

Симметрия, которую человек раскрыл в творениях природы, стала для него своеобразной нормой
прекрасного. Человек стал сознательно использовать симметрию, как средство гармоничной организации формы.

Слайд 43

ЗАДАНИЕ

Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

ЗАДАНИЕ Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Слайд 45

УРОК 5. СТАТИКА И ДИНАМИКА

УРОК 5. СТАТИКА И ДИНАМИКА

Слайд 46

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Слайд 48

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы
наше воображение могло продолжить это движение.

Слайд 49

Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность,

Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность,
устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. 
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.

Слайд 52

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Слайд 53

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Слайд 54

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Слайд 55

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!