Н.В.Гоголь «Мертвые души» Чичиков и помещики

Содержание

Слайд 2

История замысла поэмы и его реализации.

А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать

История замысла поэмы и его реализации. А.С. Пушкин: «Как с этой способностью
человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!»

А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».

Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 3

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому.

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить,

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. «Если совершу это творение так, как нужно его
то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 4

В Е Р С И Я.

Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера

В Е Р С И Я. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос
и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 5

В основе сюжета.

Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ».

В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых

Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 6

Смысл названия.

В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души»

Смысл названия. В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые
у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.

Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу»

.

Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 7

Оксюморон

Бессмертная душа человека мертва

Оксюморон Бессмертная душа человека мертва

Слайд 8

Композиция поэмы «Мертвые души»


«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет
развито автором ( приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников.

Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова.

Изображение жизни российских помещиков.

Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

Слайд 9

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова.

Афера имела под собой веские юридические и экономические

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и
основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян.
1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешевыми оказались «мертвые души»- умершие крестьяне, еще не попавшие в ревизские сказки (официальный документ,в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет.
Помятуя о недавней эпидемии холеры, в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души»,чтобы избавиться от уплаты налога за них.
Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 10

МАНИЛОВ.

Черты характера:

Прожектерство (увлечение несбыточными проектами).
Мечтательность.
Бесхарактерность.
Сентиментальность.
Бесхозяйственность.

МАНИЛОВ. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 11

КОРОБОЧКА.

Черты характера.

Дубиноголовость.
Мелочная хлопотливость.
Невежественность.
Скопидомство (бережливость до скупости)

КОРОБОЧКА. Черты характера. Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

Слайд 12

НОЗДРЕВ.

Черты характера:

Хвастовство.
Безалаберность.
Мот и кутила.
Наглость.
Опустошитель и разоритель хозяйства.

НОЗДРЕВ. Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Мот и кутила. Наглость. Опустошитель и разоритель хозяйства.

Слайд 13

СОБАКЕВИЧ.

Черты характера:

Кулачество.
Человеконенавистничество.
Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки).
Грубость.
Прижимистость.

СОБАКЕВИЧ. Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

Слайд 14

ПЛЮШКИН.

Черты характера:

Ненасытная жадность.
Скупость.
Крохоборство (мелочная скупость).

ПЛЮШКИН. Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

Слайд 15

Персонажи поэмы.

« Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»

Н.

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее
В. Гоголь.

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме.

Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

Манилов.
Коробочка.
Ноздрев.
Собакевич.
Плюшкин.

Слайд 16

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их
внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

Слайд 17

ЧИЧИКОВ.

Черты характера:

Хищническая цепкость.
Беспринципность.
Склонность к аферам.
Авантюризм.

ЧИЧИКОВ. Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

Слайд 18

«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком,

«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком,
почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.»
Ю. Манн.
« В поисках живой души.»

Слайд 19

« И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…»

Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая

« И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель
нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.

Вот так дело!
Как такое может быть,
если рукопись сгорела,
а герой остался жить?
Через дали, через годы
он заброшен на беду
катапультой дымохода
в современную среду.

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.

Слайд 20

Конфликт поэмы «Мертвые души»

Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности,
сил народа и его закабаленности.

Слайд 21

Творческие работы учеников

Герб Плюшкина
«Фиолетовым цветом я обозначила мрак, темноту, как духовную, так

Творческие работы учеников Герб Плюшкина «Фиолетовым цветом я обозначила мрак, темноту, как
и моральную.
Жёлтым – богатство, стремление к нему. Самого Плюшкина я изобразила в виде паука, а его крепостных в виде мух, которые пытаются убежать»

Работа

Слайд 22

Творческие работы учеников

Герб Собакевича

Работа Зарины Хакимовой

Творческие работы учеников Герб Собакевича Работа Зарины Хакимовой

Слайд 23

Герб Манилова

Работа
Ангелины Корчебной

Герб Манилова Работа Ангелины Корчебной
Имя файла: Н.В.Гоголь-«Мертвые-души»-Чичиков-и-помещики.pptx
Количество просмотров: 213
Количество скачиваний: 0