Слайд 2Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской
![Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-1.jpg)
области.
Слайд 3 Появились первые металлические подносы появились очень давно в селе Жостово Московской
![Появились первые металлические подносы появились очень давно в селе Жостово Московской области.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-2.jpg)
области. Они были украшены декоративной цветочной росписью.
Слайд 4Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
Роспись производится обычно по чёрному фону,
![Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. Роспись производится обычно по чёрному](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-3.jpg)
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Иногда цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 5Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые
![Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-4.jpg)
и мелкие полевые цветы.
Слайд 6По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары,
![По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-5.jpg)
для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Слайд 7Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник
![Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-6.jpg)
держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 8Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками.
![Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-7.jpg)
И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.
Слайд 9Выполняется роспись в 4 этапа:
1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий
![Выполняется роспись в 4 этапа: 1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-8.jpg)
силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 102. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала
![2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-9.jpg)
наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
Слайд 113. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все
![3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-10.jpg)
объёмы.
Слайд 124. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко
![4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-11.jpg)
обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 13Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся
![Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-12.jpg)
в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма.
Слайд 14В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не
![В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-13.jpg)
увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.
Слайд 15Проверь себя.
1. Когда и где возникла Жостовская роспись?
2. Во сколько этапов
![Проверь себя. 1. Когда и где возникла Жостовская роспись? 2. Во сколько](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-14.jpg)
выполняется роспись?
3. Какой вид краски используется при выполнении росписи?
4. Как называется этап, завершающий роспись?
5. Как вы думаете, в чем отличие Жостовской росписи от таких росписей как Гжель, Хохлома.
Слайд 166. Вам представлены несколько картинок с различными росписями. Какие из них выполнены
![6. Вам представлены несколько картинок с различными росписями. Какие из них выполнены в технике Жостовская роспись?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/862212/slide-15.jpg)
в технике Жостовская роспись?