Образ Бабы –Яги в русских сказках

Содержание

Слайд 2

Цель проекта:

на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль

Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её
в жизни сказочного героя.

Слайд 3

Задачи проекта.

1.Найти истоки образа Бабы-Яги.
2.Показать связь образа Яги с одноногими божествами.
3.Установить генеалогию

Задачи проекта. 1.Найти истоки образа Бабы-Яги. 2.Показать связь образа Яги с одноногими
образа.
4.Проследить ,как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых.
5.Реконструировать обрядовый смысл действий Бабы-Яги.

Слайд 4

План работы.

1.Истоки образа Баы-Яги.
2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках.
3.Портрет Бабы-Яги.
4.Жилище Бабы-Яги.
5.Заключение.

План работы. 1.Истоки образа Баы-Яги. 2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках.

Слайд 5

Истоки образа Бабы-Яги.

«Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим

Истоки образа Бабы-Яги. «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем,
в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада»

Слайд 6

Баба-Яга - известный персонаж славянских волшебных сказок.

Древние считали, что Баба Яга

Баба-Яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Древние считали, что Баба Яга
(Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет.
..Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Слайд 7

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его
сестра отправляется вслед за ним и дети проходят ряд испытаний: пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам; едят яблоки, возвращая себе жизненную силу; съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь.
Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

Слайд 8

Основные образы Бабы-Яги.

Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню),

Основные образы Бабы-Яги. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или
вручает коня, богатые дары и т. п.

Слайд 9

Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

Слайд 10

Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти

Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти

Слайд 11

Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.

Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.

Слайд 12

Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает , к кому

Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает , к кому обратиться.
обратиться.

Слайд 13

Портрет Бабы-Яги.

ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, , ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга, сказочный персонаж,

Портрет Бабы-Яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, , ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга, сказочный
обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» <Даль, 1882>.

Слайд 14

В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая

В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая
мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей».

Слайд 15

Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая

Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая
или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

Слайд 17

Жилище Яги.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой

Жилище Яги. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в
избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай". 
Имя файла: Образ-Бабы-–Яги-в-русских-сказках.pptx
Количество просмотров: 178
Количество скачиваний: 0