Слайд 2 «Боль о человеке» - вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века.
Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.
Слайд 3 В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим
рассказчиком, - «Повести Белкина». Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» - Самсона Вырина. Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение – «сущий мученик четырнадцатого класса».
Слайд 4«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский
назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник».
Слайд 5Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе
и о своих современниках: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.
Слайд 6Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского
и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. Однако в 80-е годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.