Обряд Қырқынан шығару (40 дней ребенку)

Содержание

Слайд 2

40 дней ребенку у казахов отмечают особенно. У казахов существует великолепный и древний

40 дней ребенку у казахов отмечают особенно. У казахов существует великолепный и
обряд «Қырқынан шығару» дословный перевод «Выход из сорока дней». Этот обряд проводят ребенку, которому исполнилось 40 дней от рождения. В обиходной жизни казахского народа цифры семь, девять, тридцать, сорок один – считаются благодатными и сакраментальными. В связи с этим, существует официальный обряд «Қырқынан шығару». В течение 40 дней проводят такие обряды, как «Бесiкке салу» («Укладывание в колыбель»), «Сылап-сипау» («Купание в соленой воде»), «Ат қою – Азан Шақыру» («Имянаречение»). Это почетное право дается знатному или известному человеку, который произносит малышу в оба уха его имя, читая ритуальную молитву.

Слайд 3

Этот день можно считать днем рождения ребенка. То есть только после 40

Этот день можно считать днем рождения ребенка. То есть только после 40
дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни. По обычаю, не принято смотреть на новорожденного ребенка до сорока дней.
Суть обряда заключается в купании младенца в сорока одной  доле (ложке) воды. Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое.

Слайд 4

Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу,

Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу,
наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией. Непосредственные участники церемонии (кто подстригает ногти, кто подстригает волосы, кто купает, кто вытирает и т.д) купают ребенка приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты  и кумалак.

Слайд 5

У ребенка подстригают волосы и ногти, которые по традиции, зашиваются в кусок материи и пришиваются

У ребенка подстригают волосы и ногти, которые по традиции, зашиваются в кусок
к одежде ребенка как оберег. Волосы и ногти можно постричь самим, после приема гостей, а во время официального обряда, имитируют это действие.  Оберег можно положить или прикрепить на полку с детским бельем.  После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца.

Слайд 6

Кумалак рассыпают в сторону гор, лучше, где земля не затаптывается (т.е не бросать под

Кумалак рассыпают в сторону гор, лучше, где земля не затаптывается (т.е не
ноги). Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и  некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась).
 После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.  

Слайд 7

Приглашенные гости дарят ребенку подарки, а празднование заканчивается пиршеством. Кіндік шеше (крестная

Приглашенные гости дарят ребенку подарки, а празднование заканчивается пиршеством. Кіндік шеше (крестная
ребенка) дарит новорожденному булавку из золота, которая защитит его от невзгод внешнего мира. Существует также поверье, что именно характер кіндік шеше унаследует ребенок, поэтому к вопросу выбора крестной следует подойти максимально ответственно. Гости могут дарить все, что полезно ребенку, от коляски до игрушек.
Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки. 
В некоторых районах Казахстана при проведении қырқынан шығару для мальчиков в чашу кладут асық.

Слайд 8

Наши предки особое значение придавали обряду ат кою (наречение) или Азан Шакыру

Наши предки особое значение придавали обряду ат кою (наречение) или Азан Шакыру
(зов). Суть этого обряда заключается в том, что через сорок дней после рождения ребенка собираются аксакалы аула и с утренней молитвой дают ему имя. Это конечно делают непременно свекры, особенно если это первый ребенок у молодых. Фантазия у них конечно очень бурная, в фаворитах имена батыров, исторических личностей, также к именам любят добавлять бек, бай, хан, султан. В общем, всем пророчат быть непременно ханом, богатым и известным. Если же молодые родители захотят назвать своего ребенка сами, то старшее поколение может не на шутку обидеться. Трактуется как неуважение к старшему поколению.
Имя файла: Обряд-Қырқынан-шығару-(40-дней-ребенку).pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0