Оптическая иллюзия

Содержание

Слайд 2

Что такое оптическая иллюзия?

Это ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью

Что такое оптическая иллюзия? Это ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или
процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой).

Слайд 3

Иллюзии зрительной системы

Иллюзии зрительной системы

Слайд 4

Обман зрения

Наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой

Обман зрения Наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение
им картине. Такой эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.
Так же эффект случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно.

Слайд 5

Иллюзия восприятия цвета

Это когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых

Иллюзия восприятия цвета Это когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из
и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки

(лошади слева и справа одного цвета)

Слайд 6

Восприятие глубины

Зрительная способность воспринимать действительность в ее трех измерениях, воспринимать расстояние

Восприятие глубины Зрительная способность воспринимать действительность в ее трех измерениях, воспринимать расстояние
до объекта. Восприятие глубины основывается на признаках глубины.

Слайд 7

Куб Неккера

Куб Неккера

Слайд 8

Восприятие размера

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин.

Восприятие размера Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических
Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Слайд 9

Иллюзии в одежде:

Иллюзией заполненного промежутка
Иллюзия переоценки острого угла
Иллюзия контраста и подравнивания
Иллюзия направленности

Иллюзии в одежде: Иллюзией заполненного промежутка Иллюзия переоценки острого угла Иллюзия контраста
внимания, расстановки акцентов и доминантов
Зрительные иллюзии, создаваемые цветом
Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды

Слайд 10

Иллюзией заполненного промежутка

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый

Иллюзией заполненного промежутка При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает
ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Эта иллюзия зависит от направления и количества линий, расчленяющих поверхность.
Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, элементы центральной застёжки, стрелки на брюках, длин­ный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост.
Горизонтальные линии в одежде (поперечные полосы, швы, кокетки, карма­ны, отделка по низу изделия и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.
Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметрич­ный вырез горловины, платок через одно плечо и т.л.) яв­ляются промежуточными между вертикальными и гори­зонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.
Использование ткани с рисунком в клетку обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Слайд 11

Иллюзия переоценки острого угла

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных

Иллюзия переоценки острого угла Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при
вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника и т.д. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключённые между сторонами острых углов переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.
Так на основании этой иллюзии треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а талию уже в результате переоценки острого угла.
Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («матросский» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака в сочетании с углублённой горловиной), расши­ряют верхнюю часть, сужая центр, талию.
Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное де­кольте на платье плюс широкая юбка; застёжка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной.

Слайд 12

Иллюзия контраста и подравнивания

Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды,

Иллюзия контраста и подравнивания Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании
является иллюзия контраста и подравнивания, то есть усиление эффекта на фоне противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику.
От соседства с контрастным предмет кажется ещё более своеобразным: маленькая деталь на фоне большой становится ещё меньше по восприятию. Так, одна и та же голова выглядит меньше в большом головном уборе.
Шея, воротник и рукав – это тоже взаимодействующие между собой элементы. Если рукав широкий, рука кажется тоньше; при большом расклешении юбки талия кажется тоньше, а бёдра выступают ещё сильнее, если талия сильно стянута.
Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

Слайд 13

Иллюзия направленности внимания, расстановки акцентов и доминантов

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое

Иллюзия направленности внимания, расстановки акцентов и доминантов Наряду с перечисленными видами иллюзий
значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создаётся направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей и формы изделия в целом, а также использованием оптических свойств цвета.
Волнистые линии (фигурные рельефные швы, рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, до­бавляют объём.

Слайд 14

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропор­ции тела.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропор­ции
Дизайнерам одежды хорошо извест­но, что в чёрном платье фигура кажется строй­нее. Это связано с эффек­том иррадиации: чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличи­вают его.
В костюме, выдержанном в одном цвете или в моно­хромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбить на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Слайд 15

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды Иллюзии, возникающие при использовании разных
одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верх­нюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верх­няя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажут­ся короче, чем они есть.
Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбини­руя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.
Расстановка акцентов в этом случае должна производиться с учётом отвлечения внимания от «невыгодных» частей фигуры.