Основные направления в литературе начала ХХ века

Содержание

Слайд 2

Историческая обстановка

Переход капитализма в империалистическую стадию развития (западноевропейские страны, США)
Стремительное развитие науки,

Историческая обстановка Переход капитализма в империалистическую стадию развития (западноевропейские страны, США) Стремительное
технический прогресс
Первая Мировая война
Пролетарское движение, возникновение революционных ситуаций в ряде европейских государств

Слайд 3

Критический реализм

Особый взгляд на жизнь, которая в произведениях критического реализма предстает мрачной,

Критический реализм Особый взгляд на жизнь, которая в произведениях критического реализма предстает
трагичной, полной противоречий.
Усиленное внимание к темам неравенства, эксплуатации, пошлости.
Используются жанры социально-психологического романа, социально-психологической драмы, научно-фантастического романа, исторического романа, романа-эпопеи, социального романа.
Герои – крестьяне, рабочие, трудовая интеллигенция, наделенные высоким интеллектом и яркими чувствами.
Писатель – обличитель пороков общества.

Слайд 4

Представители

Джек Лондон, Теодор Драйзер, Марк Твен (США)
Ги де Мопассан, Анатоль Франс, Ромен

Представители Джек Лондон, Теодор Драйзер, Марк Твен (США) Ги де Мопассан, Анатоль
Роллан (Франция)
Генрих Манн, Томас Манн (Германия)
Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс (Англия)
Генрих Ибсен (Норвегия)

Слайд 5

Ги де Мопассан (1850-1893)

«Жизнь»
«Милый друг»
Мадемуазель Фифи»
«Пышка»
«Заведение Телье»
«Мой дядя Жюль» и др.

Ги де Мопассан (1850-1893) «Жизнь» «Милый друг» Мадемуазель Фифи» «Пышка» «Заведение Телье»

Слайд 6

Реализм в живописи

Реализм в живописи

Слайд 7

Натурализм

Натуралисты распространяли законы природы на человеческое общество и утверждали, что нет

Натурализм Натуралисты распространяли законы природы на человеческое общество и утверждали, что нет
разницы между людьми и другими живыми организмами (естественный отбор)
Литература и искусство ничем не отличаются от точных наук, поэтому писателю нужно пользоваться научным методом, экспериментом.

Слайд 8

Эстетические позиции натурализма

Философская основа – позитивизм Канта (философия и литература должны

Эстетические позиции натурализма Философская основа – позитивизм Канта (философия и литература должны
искать ответ не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»).
Влияние учения Дарвина «Происхождение видов» (изменчивость, наследственность, естественный отбор).
Клеточное строение организма, открытия в области генетики.
Археологические находки, свидетельствующие о том. Что человек существовал на земле многие тысячи лет.
Писатель – беспристрастный исследователь.

Слайд 9

Представители

Братья Гонкуры, Эмиль Золя (Франция);
А.Гиссинг, Т.Мур (Англия)
Арно Гольц, Иоганнес Шлаф (Германия)

Представители Братья Гонкуры, Эмиль Золя (Франция); А.Гиссинг, Т.Мур (Англия) Арно Гольц, Иоганнес Шлаф (Германия)

Слайд 10

Эмиль Золя (1840-1902)

Эпопея «Ругон-Маккары»
«Карьера Ругонов»
«Деньги»
«Добыча»
«Чрево Парижа»
«Проступок аббата Муре»
«Жерминаль»
«Нана»
«Человек-зверь»

Эмиль Золя (1840-1902) Эпопея «Ругон-Маккары» «Карьера Ругонов» «Деньги» «Добыча» «Чрево Парижа» «Проступок

Слайд 11

Натурализм в живописи

Натурализм в живописи

Слайд 12

Декаданс («УПАДОК»)

В основу направления легли учения немецких философов Ф. Ницше и А.

Декаданс («УПАДОК») В основу направления легли учения немецких философов Ф. Ницше и
Шопенгауэра
Мысль о полном бессилии человека перед роковыми таинственными силами, господствующими в мире
Культ искусства для искусства, прославление индивидуализма, аморализма, отрицание идеалов, разочароавние.

Слайд 13

Стефан Малларме

О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты, Но тщетно, царственный, ты борешься

Стефан Малларме О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты, Но тщетно,
с пустыней: Уже блестит зима безжизненных уныний, А стран, где жить тебе, не создали мечты

Слайд 14

Шарль Бодлер «Падаль»

Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы Ту

Шарль Бодлер «Падаль» Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой
лошадь дохлую под ярким белым светом, Среди рыжеющей травы? Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной.
И солнце эту гниль палило с небосвода, Чтобы останки сжечь дотла, Чтоб слитое в одном великая Природа Разъединенным приняла.
И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам. От смрада на лугу, в душистом зное лета, Едва не стало дурно вам.
Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь.

Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно.
И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал.
То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно.
Из-за куста на нас, худая, вся в коросте, Косила сука злой зрачок, И выжидала миг, чтоб отхватить от кости И лакомый сожрать кусок.
Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим.
И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей.
Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты — навеки сберегу я И форму, и бессмертный строй.

Слайд 15

Декаданс в живописи

Декаданс в живописи

Слайд 16

Символизм

Символ – условное обозначение сути явления вместо его абстрактно-образного выражения.
Преобладают мотивы

Символизм Символ – условное обозначение сути явления вместо его абстрактно-образного выражения. Преобладают
отчаяния, неверия в человеческие силы.
«Долой логичность и ясность! Да здравствует загадочный смысл звуков!» А. Рембо
Стремление в мир запредельного, потустороннего.
Привлекательность отвратительного, вульгарного, отрицание морали.
Писатель – мистик, проникающий в тайны мира, стремящийся выразить невыразимое.

Слайд 17

Представители

Оскар Уайльд
Поль Верлен
Артюр Рембо
Шарль Бодлер
Филипп Малларме
Морис Метерлинг
Эмиль Верхарн

Представители Оскар Уайльд Поль Верлен Артюр Рембо Шарль Бодлер Филипп Малларме Морис Метерлинг Эмиль Верхарн

Слайд 18

Оскар Уайльд

«Жизнь слишком едкая жидкость, она разрушает искусство, она, как враг,

Оскар Уайльд «Жизнь слишком едкая жидкость, она разрушает искусство, она, как враг,
опустошает его дом».
«Нет книг нравственных и безнравственных,есть книги хорошо или плохо написанные».
«Преступление лорда Артура Севиля»
«Портрет Дориана Грея»
Сказки «Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик»
«Саломея»

Слайд 19

Символизм в живописи

Символизм в живописи

Слайд 22

Модернизм (авангардизм)

Объединяет такие направления, как футуризм,экспрессионизм, имажинизм,унанимизм;
Претендовали на то, что именно они

Модернизм (авангардизм) Объединяет такие направления, как футуризм,экспрессионизм, имажинизм,унанимизм; Претендовали на то, что
создают новое искусство;
В основу направление легло учение Анри Бергсона об интуиции как особом способе внутреннего созерцания;
эмоциональное значение слова, а не его смысловое значение;
Разрушение синтаксиса, создание «телеграфного языка»;
Утверждали, что искусство должно служить выражению «я» писателя;
Писатель – новатор, первопроходец.

Слайд 23

Представители

Т. Паунд,
Ф. Кайзер,
И. Толлер,
М.Пруст

Представители Т. Паунд, Ф. Кайзер, И. Толлер, М.Пруст
Имя файла: Основные-направления-в-литературе-начала-ХХ-века.pptx
Количество просмотров: 200
Количество скачиваний: 0