Слайд 2Позитивизм
Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником
истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
В своем развитии Позитивизм прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.
Родоначальником Позитивизма считается Огюст Конт. Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению в том, что человеческий интеллект в своем развитии проходит три стадии: «В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; и, наконец, состояние научное, или позитивное».
Слайд 3.
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия»:
-наука ничего не объясняет, она не
отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объясняет их;
-она не нуждается в какой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями
Поэтому позитивисты
- объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение
-задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.
Слайд 4Неопозитивизм
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении
ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика.
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич;
-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн;
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;
-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Слайд 5.
Основной тезис: обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета
исследования, т.е.:
-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции , а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых.
-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений.
Слайд 6Экзистенциализм
Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего
анализа поставило проблему существования человека.
Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс, и М. Хайдеггер ,во Франции - Ж.П.Сартр ,А. Камю ,Г. Марсель.
Слайд 7.
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:
отчуждение
человека в эпоху социального кризиса;
существование человека и его сущность;
бытие человека и бытие мира;
человек как уникальное существо;
бытие между жизнью и смертью и т.п.
Слайд 8.
Течения в экзистенциализме: Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм
и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.
Персонализм - это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.
Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом.
Слайд 9Религиозное направление
Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной
причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений. Любая религия всегда имела и сегодня имеет своих теоретиков, в том числе и философов. К числу наиболее известных религиозных философов относятся: -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк;
Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден ; -Карл Барт; -Мартин Бубер и др.
Слайд 10.
В центр философских исследований они ставили, во многом вопреки официальным религиозным взглядам,
проблему человека. Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение понятия бога и основных положений той или иной религии.
Среди важнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией, можно выделить следующие:
1) Проблема доказательства существования бога. 2) Проблема человека.
3) Проблема добра и зла.
Слайд 11Заключение
1. Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в
особенности радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного).
2. В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика. Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
3. Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений.
Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.