Слайд 2Основные теории возникно-вения
права
![Основные теории возникно-вения права](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-1.jpg)
Слайд 3Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и
![Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-2.jpg)
высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Слайд 4Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее
![Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-3.jpg)
создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Слайд 5В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если
![В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-4.jpg)
право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Слайд 6Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он,
![Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-5.jpg)
не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Слайд 7Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей,
![Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-6.jpg)
в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Слайд 8Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат
![Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-7.jpg)
в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.
Слайд 10Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период
![Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/849686/slide-9.jpg)
формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права - Русская правда (9-13.в.). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Историки относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019-1054гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.