Особенности теоретических исследований в области музыкального искусства и музыкальной педагогики. Метод моделирования

Содержание

Слайд 2

Лекция №6
Особенности теоретических исследований в области музыкального искусства и музыкальной педагогики. Метод

Лекция №6 Особенности теоретических исследований в области музыкального искусства и музыкальной педагогики.
моделирования в научном исследовании.

Слайд 3

Музыкознание

Психология

Социология

История

Культурология

Эстетика

Семиотика

Языкознание

Акустика

Кибернетика

Музыкознание Психология Социология История Культурология Эстетика Семиотика Языкознание Акустика Кибернетика

Слайд 4

«Метод есть живое, ищущее движение к предмету,
творческое приспособление к нему, «ис-следование»,

«Метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему, «ис-следование»,
«изобретение», вживание, вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение».
«К этому должна присоединиться творческая свобода в исследовании. Научный метод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий творческий исследователь всегда вырабатывает свой новый метод».
И.А.Ильин

Слайд 5

Приемы и процедуры понимания и объяснения музыкального текста
(герменевтический подход)*

Контекстный анализ
А.В.Михайлов: «…слово «контекст»,

Приемы и процедуры понимания и объяснения музыкального текста (герменевтический подход)* Контекстный анализ
какое может и должно мыслиться в самых разных и возможных своих положениях и в самых разных и возможных своих направлениях, с самого начала создает нечто, подобное системе зеркал, где отражается и соотражается, и вновь и вновь отражается все то, что хотело бы, и могло, и имело основания называть себя «текстом»».
Гипертекст

Слайд 6

Герменевтический круг (круг понимания)
Понимание целого на основании отдельного, а отдельного – на

Герменевтический круг (круг понимания) Понимание целого на основании отдельного, а отдельного –
основании целого.
«…подлинный смысл текста или художественного произведения никогда не может быть исчерпан полностью; приближение к нему – бесконечный процесс. Приходится… постоянно открывать все новые источники понимания, выявляющие неожиданные смысловые связи».
Х.Г. Гадамер

*Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке / Н.С.Гуляницкая. –
М.: Музыка, 2009. – 256 с.

Слайд 7

Объяснения, в которых значительная роль отводится содержанию
Содержание художественного произведения определяет его

Объяснения, в которых значительная роль отводится содержанию Содержание художественного произведения определяет его
форму.
А.Ф.Лосев разработал понятие «первичных моделей» как основу для «принципов конструирования». Создал классификацию содержательных моделей по разным основаниям.
Изучение художественного стиля как «всего потенциала произведения» следует начинать с постижения «первичных моделей»

Слайд 8

Структурный анализ*
Разбор композиционных средств музыкального произведения.
Выводы, полученные в результате «параметрического» изучения –

Структурный анализ* Разбор композиционных средств музыкального произведения. Выводы, полученные в результате «параметрического»
высотности, ритма, тембра и пр. – и включенные в рамки формы, фактуры, гармонии, полифонии – создают некий образ той или иной стороны композиции.
Понимание произведения при этом не может быть результатом анализа лишь избранного параметра, так как впечатление будет составлено лишь о том или ином его аспекте.

*Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке / Н.С.Гуляницкая. –
М.: Музыка, 2009. – 256 с.

Слайд 9

Целостный анализ музыкально-выразительных средств*
Термин «поэтика», укоренившийся в литературоведении, оказался достаточно ёмким и

Целостный анализ музыкально-выразительных средств* Термин «поэтика», укоренившийся в литературоведении, оказался достаточно ёмким
смыслообразующим, чтобы объять многоразличные проблемы музыкального произведения.
В задачи музыкальной поэтики входит целостный анализ музыкально-выразительных средств: «поэтическая лингвистика» сопоставима с музыкальным языком и его составляющими, поэтическая композиция – с музыкальной «тектоникой», формообразующей техникой.

Слайд 10

Сравнительно-исторический метод*
В.Н.Топоров, описывая «пространство культуры», точно формулирует: «Соотнесение-сравнение того и этого, своего

Сравнительно-исторический метод* В.Н.Топоров, описывая «пространство культуры», точно формулирует: «Соотнесение-сравнение того и этого,
и чужого составляет одну из основных и вековечных работ культуры, ибо сравнение… самым непосредственным образом связано с бытием человека в знаковом пространстве культуры…»
Археология музыкальных нотаций

*Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке / Н.С.Гуляницкая. –
М.: Музыка, 2009. – 256 с.

Слайд 11

Системный метод*
Ладовая система древнерусской музыки (модальная система): В.Металлов и др. – «церковный

Системный метод* Ладовая система древнерусской музыки (модальная система): В.Металлов и др. –
звукоряд», состоящий из так называемых «трихордов-согласий», что приводит к порождению связей и отношений в знаменном осмогласии.
Тональная система: Ю.Н.Тюлин – теория основных и переменных функций, подразумевающая неодноуровневость тональных взаимосвязей в «ладогармонической системе музыкального мышления».

Слайд 12

Термины системно-структурного характера:
Музыкальный элемент, функциональная связь, структура, часть и целое, ладотональная система,

Термины системно-структурного характера: Музыкальный элемент, функциональная связь, структура, часть и целое, ладотональная
ритмическая система, вариант, инвариант и т.д.
Музыкальный структурализм нашел обоснование в технике композиции: в строгости серийного закона, в структурировании музыкального материала, в расчете самого процесса формотворчества – с адаптацией математической формализации, стохастических методов, информационно-компьютерных подходов.

Слайд 13

Интертекстуальный анализ
Р.Барт: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на

Интертекстуальный анализ Р.Барт: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем
различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, социальных идиом – все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык».
Полистилистика

Слайд 14

Метод моделирования в научном исследовании
Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного

Метод моделирования в научном исследовании Моделирование – это конструирование модели на основании
изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик.