Отображение Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства Выполнили: Учащиеся II курса группы 21/22: Свердл

Содержание

Слайд 2

Актуальность:

Изучение темы «Отображение Отечественного характера войны 1812 года в искусстве обусловлено актуальностью

Актуальность: Изучение темы «Отображение Отечественного характера войны 1812 года в искусстве обусловлено
проблемы с точки зрения формирования патриотизма и гражданственности. Для преодоления кризиса духовности нужно постигать славный и героический исторический опыт нашего народа, ощутить себя причастным к подвигу наших предков, ощутить гордость за свой народ, своё Отечество.
Изучение истории Отечественной войны, познание её через искусство способствует формированию уважения к истории страны, ее культурным историческим памятникам, эмоционально-положительному принятию своей этнической идентичности.

Слайд 3

Цели и задачи:

Изучить Отечественный характер войны 1812 года, представленный средствами искусства.
Исследовать

Цели и задачи: Изучить Отечественный характер войны 1812 года, представленный средствами искусства.
самые известные и выдающиеся произведения живописи, литературы, музыки и кинематографии, созданные великими мастерами живописи, литературы, музыки,кинематографии.
Представить обобщённую характеристику отображения Отечественного характера войны через художественные образы.

Слайд 4

Способы исследования

Изучение, анализ и обобщение информации по заявленной тематике – изучение

Способы исследования Изучение, анализ и обобщение информации по заявленной тематике – изучение
источников, публикаций, видеосюжетов, работ искусствоведов, литературных, музыкальных критиков

Осознание безусловной ценности героического прошлого своего народа как первоосновы формирования активной позиции гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат

Слайд 5

Концепция Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства

Концепция Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства

Слайд 6

Характер   войны  1812 года для России.

-  Война  с наполеоновской Францией приобрела  характер 

Характер войны 1812 года для России. - Война с наполеоновской Францией приобрела
 Отечественной .
-  Отечественная   война  - это решающая судьбу страны  война  по отражению внешней агрессии, в которой наряду с регулярной армией активное участие принимают широкие народные массы.
-  Термин  « Отечественная   война » был введен по «высочайшему указанию» Николая I в 1837 году.
 Характер   Отечественной   войны  проявился:
1) В создании народных ополчений
2) В массовом партизанском движении.
3) В сборе населением средств на военные нужды.
4) В массовом добровольчестве: организация ополчений, партизанских отрядов, сбор денежных средств проводились на добровольной основе.
5) В массовом героизме.
6)В участии в защите Отечества представителей всех социальных слоев.

Слайд 7

Художественный образ - единство рационального и эмоционального.
Эмоциональность - исторически ранняя первооснова

Художественный образ - единство рационального и эмоционального. Эмоциональность - исторически ранняя первооснова
художественного образа.
Считается, что искусство родилось тогда,
когда человек не смог сдержать переполнявших его чувств.

Слайд 8

Отображение Отечественного характера войны 1812 года в живописи
Бородинское сражение («Наполеон на

Отображение Отечественного характера войны 1812 года в живописи Бородинское сражение («Наполеон на
Бородинских высотах», 1897; «Конец Бородинского сражения», 1899-1900),
Захват Москвы («Перед Москвой – ожидание депутации бояр», 1891-1892), «Пожар в древней столице («Зарево Замоскворечья», 1896-1897; «Сквозь пожар», 1899-1900),
Гибель французской армии в бескрайних снегах во время отступления из России («На большой дороге – отступление, бегство», 1887-1895; «Ночной привал великой армии», 1896-1897)

Верещагин В.В. В 1887 г. художник начал работу над циклом картин «Наполеон I в России. 1812 год».

Слайд 9

«Наполеон у Москвы.
В ожидании депутации бояр»

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы

«Наполеон у Москвы. В ожидании депутации бояр» Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем
коленопреклоненной, С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». «Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою». А. С. Пушкин

«Сквозь пожар»

Слайд 10

В наполеоновской серии Верещагин и баталист, и психолог

По свидетельствам очевидцев по пути

В наполеоновской серии Верещагин и баталист, и психолог По свидетельствам очевидцев по
следования армии Наполеона церкви превращались в конюшни.
Народ, оскорблённый в своих национальных чувствах издевательством над святынями, яростно сопротивлялся.

В Успенском Соборе

Расстрел поджигателей

Слайд 11

Триптих «Старый партизан»-три картины, посвящённые партизанской войне.

«Никто в Европе, с самого 1812

Триптих «Старый партизан»-три картины, посвящённые партизанской войне. «Никто в Европе, с самого
года, ничего подобного не задумывал
и не исполнял с такою правдою и трагичностью»
В.В. Стасов о картинах Верещагина

Картины о судьбе старосты смоленской деревни Семена Архиповича, возглавившего отряд
партизан, в который вошли крестьяне из его деревни («Не замай! – дай подойти!»).
Взятые ворвавшимися в деревню французскими гусарами с оружием в руках, Семён Архипович
и его товарищи были расстреляны («Взят с оружием в руках»). Старший сын Семёна Архиповича,
гренадёр Иван, воюя в родных краях, нашёл тело отца. Горе и вспыхнувший гнев придали ему огромную
силу в атаке на французов («В штыки! Ура! Ура!»).

Слайд 12

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого

Основу романа «Война

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Основу романа
и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Слайд 13

«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей быть верным

«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей быть верным
действительности» Толстой Л.Н.

Толстой рисует события Отечественной войны:
Переход французской армии через р. Неман,
Отступление русских в глубь страны,
Сдачу Смоленска,
Назначение Кутузова главнокомандующим,
Бородинское сражение,
Совет в Филях,
Оставление Москвы,
Тарутинское сражение,
Победоносное завершение войны.

Слайд 14

   

Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную

Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную
войну, которую народ вёл против своих захватчиков.  Он отверг все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров
Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого.
Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ «рой».
Партизанское движение.«...Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Образ Кутузова в идейной направленности романа- человек, воплотивший в себя дух народа,руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России.

Слайд 15

А.С.Фигнер и Денис Давыдов-прототипы Денисова
и Долохова-командиров партизанских отрядов.

«Тихон Щербатый-
самый нужный человек

А.С.Фигнер и Денис Давыдов-прототипы Денисова и Долохова-командиров партизанских отрядов. «Тихон Щербатый- самый
в отряде»

М.И.Кутузов

Пьер Безухов(в роли-С.Бодарчук)

В.Кожина-прототип старостихи
Василисы.

Слайд 16

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..»

«Всем народом навалиться хотят, одно слово

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..» «Всем народом навалиться хотят, одно
– Москва».
«Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Слайд 17

«В "Войне и мире" я любил мысль народную…» Толстой Л.Н.

Напрасно думал

«В "Войне и мире" я любил мысль народную…» Толстой Л.Н. Напрасно думал
чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал.
М.Ю. Лермонтов

Слайд 18

Музыкальные образы Отечественного характера войны 1812 года.

«В дни войны с германским фашизмом

Музыкальные образы Отечественного характера войны 1812 года. «В дни войны с германским
нам стали особенно близки и дороги страницы романа Льва Толстого «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года и мне захотелось написать оперу на этот сюжет, хотя я сознавал всю трудность задачи».
Прокофьев С.С.

Слайд 19

«Перед Бородинским сражением»

«Пожар Москвы»

Хоры ополченцев и проходящих полков-
сцены народнопесенного склада, в

«Перед Бородинским сражением» «Пожар Москвы» Хоры ополченцев и проходящих полков- сцены народнопесенного
которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе
Опера обрамлена хоровыми Прологом и Эпилогом, мелодически связанными с музыкой всего целого

Два народных хора:
Первый — «Сжигайте все запасы, за Великий город русский наш народ идет на смертный бой!» — исполнен героического мужественного порыва, звучит страстнопризывно.
Второй -«В ночку темную и немесячную» — передает могучий дух непокоренного русского народа, поднявшегося на смертный бой с врагом.

Слайд 20

Образ Кутузова в опере

Обобщенный героический образ,
связанный с образом русского народа.
Арии Кутузова:

Образ Кутузова в опере Обобщенный героический образ, связанный с образом русского народа.
«Бесподобный народ».
«Величавая, в солнечных лучах
матерь русских городов»- вдохновенный гимн
во славу Родины, народа,
мелодия его — широконапевная, неспешная
Опера завершается обращением Кутузова
к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом
«За отечество шли мы в смертный бой»
Вокальная партия Кутузова, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен, что подчеркивает их взаимную связь, единство всей народно-патриотической линии оперы.

Слайд 21

Отображение Отечественного характера войны 1812г. в кинематографии.

Цель исследования: фильм-эпопея С. Бондарчука «Война

Отображение Отечественного характера войны 1812г. в кинематографии. Цель исследования: фильм-эпопея С. Бондарчука
и мир», снятый по роману Толстого Л.Н. «Война и мир»

Сергей Бондарчук «…решил уйти
в Толстого абсолютно и всецело.
Он доверился ему, как послушнейший
ученик.
Несколько лет он дышал Толстым,
как святыней, боясь отступить даже
в букве, последней деталью дорожа
как целым монологом или характером…»
Лев Анненский
Такой сложной, масштабной
постановки отечественное кино
ещё не знало.

Слайд 22

«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы

«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы
передать каждым кадром киноэпопеи» БондарчукС.С.

Слайд 23

«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы

«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы
передать каждым кадром киноэпопеи» БондарчукС.С.

«Главная тема романа — патриотическая.Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами.»(Бондарчук)
Отношением к войне проверяются нравственные понятия и чувства героев.
Главное внимание Бондарчук уделяет всенародному противостоянию врагу.
Отечественная война 1812 года удесятерила силу единения людей, не ищущих своего благополучия. Фильм особо подчеркивает это в образах Пьера и Кутузова.
Собственную свою задачу Сергей Бондарчук выполнил. Он хотел передать мысль Толстого о том, что в условиях страшной беды народ сохранил свои нравственные силы, сумел сплотиться и потому победил.

Слайд 24

"Победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и

"Победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и
в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином...»

Бородино - образец батальной киноживописи.

Слайд 25

Выводы

Подвиг народа остался в веках.
Во все периоды истории память народа обращается

Выводы Подвиг народа остался в веках. Во все периоды истории память народа
к нему снова и снова, черпая истоки нравственности, гражданственности и патриотизма.
Свидетельством этого являются произведения лучших мастеров искусства, показавших Отечественный характер войны 1812г.
Верещагина В.В. средствами живописи создаётся художественный образ подвига, совершенного народом в 1812году.
Роман Толстого Л.Н. настоящая эпопея жизни русского народа в период торжества и падения Наполеона
Единение народное в год сурового испытания показано через музыкальные образы композитором Прокофьевым С.С. в опере «Война и мир».
Режиссёр С.Бондарчук средствами искусства кино в коноэпопее «Война и мир», снятой близко к тексту романа Толстого, масштабно, убедительно, ярко передаёт колорит эпохи начала XIX века с её героическим и возвышенным духом.
Произведения искусства, посвящённые Отечественной войне 1812года, делают по-настоящему понятным её Отечественный характер.