Период развития италийских племён

Содержание

Слайд 2

Период развития италийских племён, этрусская культура: VIII - II века до н.э.

Период развития италийских племён, этрусская культура: VIII - II века до н.э.

Царский период Древнего Рима: VIII - VI века до н.э.
Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н.э.
Период Римской империи: I - V века н.э

Слайд 5

Погребальная
Урна

Погребальная Урна

Слайд 7

Гробницы этрусков

Гробницы этрусков

Слайд 10

Этруский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча

Этруский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча

Слайд 11

Роспись в гробнице

Роспись в гробнице

Слайд 18

Ювелирные изделия этрусков

Ювелирные изделия этрусков

Слайд 19

Ювелирные изделия этрусков

Ювелирные изделия этрусков

Слайд 27

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица

Слайд 37

города-полисы, построенные по плану;
водопровод, канализацию;
символы власти - пучки розог с воткнутым топориком

города-полисы, построенные по плану; водопровод, канализацию; символы власти - пучки розог с
- фасции;
одеяние сенаторов - тогу с пурпурной каймой;
этруски первыми применили в строительстве ложный купол, без клиновидных балок.

Слайд 38

Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей) — атрибут

Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти
власти царей, в эпоху римской республики) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Слайд 48

Аппиева
дорога
IV - III в.
до н.э.

Аппиева дорога IV - III в. до н.э.

Слайд 62

Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это

Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это
были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.
Императоры строили бани для римского народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать императорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно скромнее императорских.

Слайд 63

Первые термыПервые термы выстроил в РимеПервые термы выстроил в Риме АгриппаПервые термы

Первые термыПервые термы выстроил в РимеПервые термы выстроил в Риме АгриппаПервые термы
выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом ПолеПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы НеронПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром СеверомПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого домаПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы ТитаПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы ТраянаПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы Траяна (104—109 гг.), где в царствование этого императора мылись женщины. Позднее воздвигнуты были термы КаракаллыПервые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы Траяна (104—109 гг.), где в царствование этого императора мылись женщины. Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги.

Слайд 64

Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен —

Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен
гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим.

Слайд 65

Палестра — место для физических упражнений
Аподитерий — комната для раздевания в римских банях,

Палестра — место для физических упражнений Аподитерий — комната для раздевания в
предбанник
Тепидарий — теплое помещение
Кальдарий — самое горячее помещение
Гипокауст — отопительная система, находилась под кальдарием
Лаконик (судаториум, гипокауст) — помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но мелким бассейном для омовения
Лабрум — бассейн в лаконике
Пропнигий — парильня
Фригидарий — прохладная комната с бассейнами
Айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.

Слайд 66

Термы Каракаллы 
(лат. Thermae Antoninianae) —
термытермы императора Каракаллы в
Риме, официально именуемые
Антониновыми. Они

Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) — термытермы императора Каракаллы в Риме, официально
находились
у Аппиевой дорогиу Аппиевой дороги, за Капенскими
воротами воротами, между Авентином и
Целием. Строительство началось
в 212 году н. э. и было закончено
в 217 году уже после смерти
императора. Двор терм Каракаллы
имел размер 400 на 400 м,
центральный комплекс — 150
на 200 м.

Слайд 74

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в
единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию.
Посередине засаженного различными растениями участка располагалась платформа, чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой.
Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой.
Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий», то есть «холодная баня».
В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из египетских пирамид. В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла

Слайд 75

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были
изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани». Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям — множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину.
Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других стран. Даже пол в термах был необыкновенным — он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных.
После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке.
Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.

Слайд 80

Вилла Адриана

Вилла Адриана

Слайд 81

Основные сооружения

Печиле — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре,

Основные сооружения Печиле — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером
ограниченное 9-метровым укреплением, завершавшимся двухсторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен. Сами портики разрушены; Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.
Ченто камерелле («сто комнатушек») — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле;
Здание с тремя экседрами — примыкающее к Печиле здание в форме клевера, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным;
Малые термы — бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин;
Большие термы — бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком;
Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехфейона — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехфейона) и двух силенов;

Слайд 82

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа
долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской;
Претория — огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания;
Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн;
Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Слайд 88

Колонна Траяна —
колоннаколонна на форуме
ТраянаТраяна в Риме, создан-
ная архитектором
Аполлодором
ДамасскимДамасским в

Колонна Траяна — колоннаколонна на форуме ТраянаТраяна в Риме, создан- ная архитектором
113 году
н. э. в честь побед
ТраянаТраяна над даками.

Слайд 89

Выполнена из 20 блоков карарскогоВыполнена из 20 блоков карарского мрамораВыполнена из 20

Выполнена из 20 блоков карарскогоВыполнена из 20 блоков карарского мрамораВыполнена из 20
блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капителиВыполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст VВыполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Слайд 91

Император Адриан

Император Адриан

Слайд 94

Император Калигула

Император Калигула

Слайд 95

Император Нерон

Император Нерон

Слайд 96

Император Август

Император Август

Слайд 97

Портрет Катона Старшего

Портрет Катона Старшего

Слайд 98

Император Троян

Император Троян

Слайд 100

Триумфальные арки возникли в Древнем РимеТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где

Триумфальные арки возникли в Древнем РимеТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где
предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки ТитаТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 годТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 год), Септимия СевераТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 год), Септимия Севера (203 годТриумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 год), Септимия Севера (203 год), Галерия (298—299 годы—299 годы) и Константина—299 годы) и Константина (315 год—299 годы) и Константина (315 год). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа—299 годы) и Константина (315 год). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Слайд 102

Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима) — площадь в центре

Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима) —
Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Слайд 104

Храмы
Храм Сатурна — один из древнейших храмов Рима.
Храм диоскуров
Храм Весты
Храм

Храмы Храм Сатурна — один из древнейших храмов Рима. Храм диоскуров Храм
Венеры и Ромы
Храм Антонина и Фаустины
Храм Цезаря
Храм Веспасиана
Храм Конкордии
Святилище Венеры-Клоакины
Арки
Арка Тита
арка Септимия Севера
арка Тиберия
Базилики
Базилика Максенция и Константина — самое большое здание Римского форума
Базилика Юлия
базилика Эмилия

Слайд 105

Другие сооружения
Umbilicus urbis — «пуп города»
Регия
Ростра
Курия Юлия
Табуларий
Milliarium Aureum —

Другие сооружения Umbilicus urbis — «пуп города» Регия Ростра Курия Юлия Табуларий
«золотой мильный камень»
Ляпис нигер
Дом весталок
Via Sacra — главная дорога римского форума.
Колонна Фоки — колонна коринфской капители, посвящённая византийскому императору Фоке.
Мамертинская тюрьма
Вулканал — алтарь Вулкана, одно из старейших святилищ Рима.
Озеро Курция — легендарное место на форуме.
Источник Ютурны — некогда источник и алтарь нимфы Ютурны.
Склады Агриппы — здание продовольственных складов
Другие сооружения
Umbilicus urbis — «пуп города»
Регия
Ростра
Курия Юлия
Табуларий
Milliarium Aureum — «золотой мильный камень»
Ляпис нигер
Дом весталок
Via Sacra — главная дорога римского форума.
Колонна Фоки — колонна коринфской капители, посвящённая византийскому императору Фоке.
Мамертинская тюрьма
Вулканал — алтарь Вулкана, одно из старейших святилищ Рима.
Озеро Курция — легендарное место на форуме.
Источник Ютурны — некогда источник и алтарь нимфы Ютурны.
Склады Агриппы — здание продовольственных складов

Слайд 106

Несохранившиеся постройки
храм Януса — храм, двери которого закрывались во время мира и оставались

Несохранившиеся постройки храм Януса — храм, двери которого закрывались во время мира
открытыми во время войны.
Храм Юпитера Статора — храм, построенный Ромулом.
Комиций — в республиканский период — место для народных собраний.
арка Августа
Базилика Порция — перввая базилика в Риме.
Базилика Семпрония — республиканская базилика — предшественница базилики Юлия.
Конная статуя Домициана — монументальная бронзовая статуя императора в центре форума.
Склады специй — склады для специй, на месте которых позднее была построена базилика

Несохранившиеся постройки
храм Януса — храм, двери которого закрывались во время мира и оставались открытыми во время войны.
Храм Юпитера Статора — храм, построенный Ромулом.
Комиций — в республиканский период — место для народных собраний.
арка Августа
Базилика Порция — перввая базилика в Риме.
Базилика Семпрония — республиканская базилика — предшественница базилики Юлия.
Конная статуя Домициана — монументальная бронзовая статуя императора в центре форума.
Склады специй — склады для специй, на месте которых позднее была построена базилика

Слайд 107

Центр римской системы холмов составляет ПалатинЦентр римской системы холмов составляет Палатин (лат. mons

Центр римской системы холмов составляет ПалатинЦентр римской системы холмов составляет Палатин (лат.
Palatinus,
43 м над уровнем Тибра), совершенно изолированный, круто обрывающийся с юга, востока и запада и только к северу постепенно спускающийся (Velia).
Его окружают с юга АвентинЕго окружают с юга Авентин (лат. mons Aventinus — 39 м; в древности так
назывался только холм, круто спускающийся к Тибру, а не весь холм,
носящий это имя теперь),
с северо-запада Капитолийс северо-запада Капитолий (лат. mons Capitolinus — 43 м),
с севера и северо-востока горные отроги Квириналс севера и северо-востока горные отроги Квиринал (лат. Quirinalis, 48 м),
ВиминалВиминал (лат. Viminalis, 48 м),
Циспий (лат. Cispius, 46 м) и Оппий (Oppius, 79 м); последние два объединяются именем Эсквилина, 46 м) и Оппий (Oppius, 79 м); последние два объединяются именем Эсквилина (лат. Esquilinus);
на юго-востоке лежит Целийна юго-востоке лежит Целий (лат. Caelius, 48 м).

Центр римской системы холмов составляет ПалатинЦентр римской системы холмов составляет Палатин (лат. mons Palatinus,
43 м над уровнем Тибра), совершенно изолированный, круто обрывающийся с юга, востока и запада и только к северу постепенно спускающийся (Velia).
Его окружают с юга АвентинЕго окружают с юга Авентин (лат. mons Aventinus — 39 м; в древности так
назывался только холм, круто спускающийся к Тибру, а не весь холм,
носящий это имя теперь),
с северо-запада Капитолийс северо-запада Капитолий (лат. mons Capitolinus — 43 м),
с севера и северо-востока горные отроги Квириналс севера и северо-востока горные отроги Квиринал (лат. Quirinalis, 48 м),
ВиминалВиминал (лат. Viminalis, 48 м),
Циспий (лат. Cispius, 46 м) и Оппий (Oppius, 79 м); последние два объединяются именем Эсквилина, 46 м) и Оппий (Oppius, 79 м); последние два объединяются именем Эсквилина (лат. Esquilinus);
на юго-востоке лежит Целийна юго-востоке лежит Целий (лат. Caelius, 48 м).

Слайд 108

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в
плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом.
В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.
В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.