Античность. Древний Рим

Содержание

Слайд 3

Легенда о Ромуле и Реме

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия - была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с

Легенда о Ромуле и Реме Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия
престола его младшим братом Амулием.
Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой.
На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора

Слайд 5

Мифология Древнего Рима

1. Древнеримская мифология (Юпитер, Юнона, Диана, Виктория);
2. Идентификация с

Мифология Древнего Рима 1. Древнеримская мифология (Юпитер, Юнона, Диана, Виктория); 2. Идентификация
греческими богами в процессе сближения культур (Юпитер - Зевс, Юнона – Гера, Диана – Артемида, Виктория – Ника);
3. Геракл (Геркулес), 12 подвигов.
Завоевание восточных стран, проникновение культов Осириса, Исиды.
1 тыс. н.э. – начало распространения христианства.

Слайд 12

Культура Древнего Рима

Универсализм Римской империи.
Специфика римской идеологии: патриотизм, ощущение собственной богоизбранности;

Культура Древнего Рима Универсализм Римской империи. Специфика римской идеологии: патриотизм, ощущение собственной
почитание мужества, достоинства, строгости, практического хозяйственного и юридического мышления, умение подчиняться дисциплине и закону.
Греки - философия и искусство, римляне - война, политика, земледелие, право.
«Римский моральный кодекс»: благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constantia).

Слайд 13

Искусство Древнего Рима

Переворот в культурной жизни после завоевания Греции.
Исторические, юридические и

Искусство Древнего Рима Переворот в культурной жизни после завоевания Греции. Исторические, юридические
философские сочинения.
Литература: Вергилий и Гораций как главные выразители римской классики. Овидий и «тайна любви».
Искусство (архитектура, пластика):
1. Римский город: архитектура (триумфальные арки, площади (форумы), храмы, театры, мосты, акведуки, рынки, ипподромы), искусственные водоемы.
2. Пантеон в Риме.
3. Колизей.
4. Римская скульптура.
5. Римский скульптурный портрет.

Слайд 21

Гай Юлий Вера Максимин

Гай Юлий Вера Максимин

Слайд 22

Император Галлиен

Император Галлиен

Слайд 23

Достижения греко-римской античности:

мифотворчество,
опыт демократического устройства общества,
система римского права,
непреходящие произведения

Достижения греко-римской античности: мифотворчество, опыт демократического устройства общества, система римского права, непреходящие
искусства (литература, пластика, архитектура),
основы эстетики,
многообразие философских идей.

Слайд 24

Кризисные явления в империи фактически начались в III в., когда произошли глубокие

Кризисные явления в империи фактически начались в III в., когда произошли глубокие
изменения в политической, экономической и культурной жизни. Политическая анархия, связанная с постоянно сменой императоров и узурпаторами в разных частях государства в совокупности с вторжением германских племен вели к дестабилизации всей империи. Варвары постоянно проникали через границу, а у императоров не хватало времени, сил и ресурсов, чтобы изгнать их из провинций.

Слайд 25

По выражению С.И. Ковалева, прогрессирующая варваризация армии все более и более уничтожала

По выражению С.И. Ковалева, прогрессирующая варваризация армии все более и более уничтожала
противоположность между теми, кто защищал империю, и теми, кто нападал на нее.

Слайд 26

Около 376 года король вестготов Аларих вторгся в римские владения, после

Около 376 года король вестготов Аларих вторгся в римские владения, после того
того как он в течение 30 лет разорял балканские провинции и Грецию. В 408 году он появляется в Италии, дважды осаждает Рим, однако уходит, удовлетворившись огромным выкупом, и провозглашает императором Аттала, который однако быстро выходит из-под контроля Алариха.

Слайд 27

Тогда Аларих снова осаждает Рим, 24 августа 410 года захватывает его и

Тогда Аларих снова осаждает Рим, 24 августа 410 года захватывает его и
в течение трех дней подвергает разграблению, оставив нетронутыми лишь христианские церкви. Уйдя затем на юг Италии, он вскоре скоропостижно умирает близ города Козенца в Калабрии.

Слайд 28

Падение Рима произвело огромное впечатление на современников. Под впечатлением этого события Августин

Падение Рима произвело огромное впечатление на современников. Под впечатлением этого события Августин
написал свое сочинение "О граде Божьем", в котором рассматривал гибель Рима как закономерное наказание за бесчисленные грехи.

Слайд 29

В 30 - 40-х годах 5 в. римляне с большим трудом

В 30 - 40-х годах 5 в. римляне с большим трудом отразили
отразили нападение вождя гуннских племен Аттилы, опустошавшего с помощью своего 700-тысячного войска провинции Паннонии, Мезии и Галлии.

Слайд 30

Новое испытание выпало на долю Рима в 50-е годы в связи с

Новое испытание выпало на долю Рима в 50-е годы в связи с
вторжениями вандалов. Эти племена пришли с территории Меотиды (современное Азовское море), около 410 года вторглись в Испанию, а затем в Северную Африку, где основали свое королевство со столицей в Карфагене.

Слайд 31

Построив внушительный флот, вандалы начали совершать опустошительные набеги на Сицилию, Сардинию и

Построив внушительный флот, вандалы начали совершать опустошительные набеги на Сицилию, Сардинию и
Италию. В конце мая 455 вождь вандалов Гейзерих высаживается с войском в устье Тибра. В Риме началась паника. Гейзерих подверг Рим разграблению в течение 14 дней, а затем, захватив вдову и дочерей императора Валентиниана III и несколько тысяч римских ремесленников, покинул разрушенную столицу. Сицилия, Сардиния, Корсика и Балеарские острова перешли под власть вандалов. Западная Римская империя уменьшилась до размеров Италии.

Слайд 32

Нашествие Гейзериха на Рим

Нашествие Гейзериха на Рим

Слайд 33

Со времени вторжения Алариха власть императоров Западной Римской империи становится чисто

Со времени вторжения Алариха власть императоров Западной Римской империи становится чисто номинальной.
номинальной. Реальная власть находится в руках военачальников, преимущественно варварского происхождения. В 475 командующий войсками римский патриций Орест, бывший некогда секретарем гуннского вождя Аттилы, а при императоре Непоте, обладавший фактической властью, объявляет императором своего 16-летнего сына Ромула Моммилия Августула, который стал последним официальным императором Западной Римской империи.

Слайд 34

Одоакр низвергает Ромула Августула.

Уже в следующем, 476 году, наемные войска подняли бунт.

Одоакр низвергает Ромула Августула. Уже в следующем, 476 году, наемные войска подняли
Во главе взбунтовавшихся наемников стоял Одоакр, ругиец по происхождению, служивший в преторианской гвардии. Он умертвил Ореста и свергнул с престола Ромула Августула. Самому Ромулу он сохранил жизнь и свободу, дав ему в удел имение в Кампании.

Слайд 35

Объявленный наемниками королем, он отказался от императорского титула, отослав инсигнии императорской власти

Объявленный наемниками королем, он отказался от императорского титула, отослав инсигнии императорской власти
в Константинополь. Одоакр мотивировал это тем, что сами италийцы и римский сенат считают существование самостоятельной империи на Западе ненужным. Именно это событие уже в 6 веке стало считаться официальной датой гибели Западной Римской империи.

Слайд 36

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но
в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии.

Слайд 37

Византия

Византийская империя - государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти

Византия Византийская империя - государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела
императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя - Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». 

Слайд 39

Константин Великий

B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в Константинополь.

Константин Великий B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей
Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией. Константинополь сразу стал столицей христианской империи.
Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик.

Слайд 42

Становление Византии

Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330 - 518.

Становление Византии Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330
В этот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникали многочисленные варварские, преимущественно германские племена.
Положение на Востоке было не менее тяжёлым, и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит и король Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад - в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с их стороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, а его держава вскоре распалась.
Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов - Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад, завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство.

Слайд 45

Византия

Три этапа истории культуры Византии:
1) ранний (IV - середина VII

Византия Три этапа истории культуры Византии: 1) ранний (IV - середина VII
века);
2) средний (VII - IX века);
3) поздний (X - XV века).
Образование Византии из восточной части Римской империи. Центр - Византия (Константинополь; Царь-Град).
Формирование культуры из противостояния античной традиции и нового христианского мировоззрения. Борьба и постоянный синтез.

Слайд 47

Неоплатонизм (III - V века)

Влияние зарождения христианства и упадка Римской империи: глубокий

Неоплатонизм (III - V века) Влияние зарождения христианства и упадка Римской империи:
пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.
Плотин (204-270): непознаваемое Единое в основе всего сущего. Три ипостаси Единого: ум, душа, космос (материя). «Здешний» и «тамошний» мир; «здешний» - театральное действие, игра в мир «тамошний».
Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.): развитие учения.
Прокл (410-485): высшее знание только через божественное озарение; любовь (эрос) - связь человека с божественной красотой, ум - с абсолютной истиной, вера - с благостью Бога (колоссальное влияние на средневековую метафизическую культуру).

Слайд 48

Становление христианства

Богословские дискуссии; направления богословской мысли: арианство, несторианство, монофиситизм, халкедонитство.
Закрепление основных

Становление христианства Богословские дискуссии; направления богословской мысли: арианство, несторианство, монофиситизм, халкедонитство. Закрепление
христианских догматов. Новая концепция всемирной истории - идея линейного времени.
Дискуссии о сущности мироздания: антиохийская школа, каппадокийско-александрийская школа.
Онтология (от греч. on, род. п. ontos – сущее) – в строгом смысле учение о бытии, включающее всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Однако понятие «онтология» нередко употребляется не в значение «учение, описание принципов бытия», а для обозначения самого «принципа бытия», или предметной реальности.
Патристика: епископ Василий Великий (300-379), Григорий Нисский (335-394).

Слайд 49

Символ веры

Оригинал (греческий текст)
1. Πιστεύω εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα, παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ

Символ веры Оригинал (греческий текст) 1. Πιστεύω εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα, παντοκράτορα,
καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων. 2. Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Ὑιὸν τοῦ Θεοῦ τὸν μονογενῆ, τὸν ἐκ τοῦ Πατρὸς γεννηθέντα πρὸ πάντων τῶν αἰώνων· φῶς ἐκ φωτός, Θεὸν ἀληθινὸν ἐκ Θεοῦ ἀληθινοῦ, γεννηθέντα, οὐ ποιηθέντα, ὁμοούσιον τῷ Πατρί, δι᾿ οὗ τὰ πάντα ἐγένετο. 3. Τὸν δι᾿ ἡμᾶς τοὺς ἀνθρώπους καὶ διὰ τὴν ἡμετέραν σωτηρίαν κατελθόντα ἐκ τῶν οὐρανῶν καὶ σαρκωθέντα ἐκ Πνεύματος ἁγίου καὶ Μαρίας τῆς Παρθένου καὶ ἐνανθρωπήσαντα. 4. Σταυρωθέντα τε ὑπὲρ ἡμῶν ἐπὶ Ποντίου Πιλάτου καὶ παθόντα καὶ ταφέντα. 5. Καὶ ἀναστάντα τῇ τρίτῃ ἡμέρᾳ, κατὰ τὰς Γραφάς. 6. Καὶ ἀνελθόντα εἰς τοὺς οὐρανοὺς καὶ καθεζόμενον ἐκ δεξιῶν τοῦ Πατρός. 7. Καὶ πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκ ἔσται τέλος. 8. Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἁγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον, τὸ σὺν Πατρὶ καὶ Υἱῷ συμπροσκυνούμενον καὶ συνδοξαζόμενον, τὸ λαλῆσαν διὰ τῶν προφητῶν. 9. Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν. 10. Ὁμολογῶ ἕν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἀμαρτιῶν. 11. Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν. 12. Καὶ ζωὴν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος. Ἀμήν.

Слайд 50

Символ веры
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего

Символ веры Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли,
видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;
для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизни будущего века. Аминь.

Слайд 51

Константин Великий

Константин Великий

Слайд 53

Формирование новой эстетики

Античные воззрения о сущности прекрасного, глубокий спиритуализм. Храм Святой

Формирование новой эстетики Античные воззрения о сущности прекрасного, глубокий спиритуализм. Храм Святой
Софии.
София (от греч. sophia – знание, премудрость, умение) – понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В иудаизме и христианстве София – олицетворенная мудрость Бога.
АГАПЕ (agape (греч.) – любовь) - одно из основных обозначений Любви в христианском дискурсе, которая предстает как одна из фундаментальных реальностей христианского опыта бытия, а именно – как беспредельная любовь Бога к твари Его. Любовь-Агапе описывается христианским учением как взаимопроникновение и самоотдача, так что жизнь Одного становится жизнью Другого.

Слайд 54

Противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.):

1) временная победа иконоборцев (преобладание в

Противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.): 1) временная победа иконоборцев (преобладание в
византийском христианском искусстве орнаментальных и декоративных отвлеченно-символических элементов, уничтожение памятников раннего этапа);
2) победа иконопочитателей (окончательное сложение иконографического канона, переход от античного идеала калокагатии к христианскому идеалу духовно совершенной, целомудренной и благочестивой личности).

Слайд 57

Евхаристия (греч. eucharistia – причащение) – одно из важнейших таинств в христианской

Евхаристия (греч. eucharistia – причащение) – одно из важнейших таинств в христианской
икономии Обожения, через которое человеческое естество становится единосущным Личности Христа. Таинство Евхаристии – это причащение Тела и Крови Христовых.
Метанойя (греч. metanoia – умоперемена). В христианстве «метанойа» означает, прежде всего, изменение установки сознания, внутренняя перемена человека на основе покаяния. Истинное покаяние – это уже не психологический, а онтологический процесс, основой которого является антропологическая динамика: именно в ней тварная падшая природа человека ищет перемениться в Божественную.

Слайд 59

Пассионарность – энергийность, энергийный образ. В понятие «пассионарности» включаются такие устойчивые типы

Пассионарность – энергийность, энергийный образ. В понятие «пассионарности» включаются такие устойчивые типы
энергийных образов как телесные, душевные, духовные.
В исходном плане пассионарность имеет классический Аристотелев смысл: это – актуализация потенций сущего, энтелехия, причем именно сам процесс, движение, деятельность актуализации, а не ее результат.