Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике

Содержание

Слайд 2

Вспомните!

1824 год – цензура запретила печать пьесы.
Распространение в списках.
Парадокс: текст пьесы не

Вспомните! 1824 год – цензура запретила печать пьесы. Распространение в списках. Парадокс:
опубликован, а критические отзывы появились.

Слайд 3

Прижизненные критические статьи.

Прижизненные критические статьи.

Слайд 4

1825 год. Альманах «Русская Талия» опубликовал сцены из пьесы.

Развернулась жесточайшая полемика.
Ни одна

1825 год. Альманах «Русская Талия» опубликовал сцены из пьесы. Развернулась жесточайшая полемика.
русская пьеса не до «Горя от ума» не вызывала столь сильный интерес.
На протяжении всего XIX – и начала XXвв. русская критическая мысль возвращалась к пьесе.
Пьеса оказала большое влияние на развитие прогрессивной критики.

Слайд 5

Н.А. Полевой. Журнал «Московский телеграф»

Первое печатное высказывание.

Высокая оценка пьесы:
Злободневность.
Верность действительности.
Типичность образов.

«Ещё ни

Н.А. Полевой. Журнал «Московский телеграф» Первое печатное высказывание. Высокая оценка пьесы: Злободневность.
в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии «Горе от ума».

Слайд 6

М.А. Дмитриев «Замечания на суждения «Телеграфа». Журнал «Вестник Европы».

Грибоедов удачно изобразил некоторые

М.А. Дмитриев «Замечания на суждения «Телеграфа». Журнал «Вестник Европы». Грибоедов удачно изобразил
портреты, но не смог изобразить нравы общества.

В пьесе отсутствует полноценный драматический конфликт.
Чацкий – умный сумасброд, «который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову: естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе…»

Дмитриеву не понравился и язык пьесы, потому что в ней «господствует смешенье языков французского с нижегородским», пересекаются разговорный и книжный стили, язык «жёсткий, неровный, неправильный».

Слайд 7

Статья Дмитриева вызвала бурю негодования среди почитателей таланта Грибоедова.

А.А. Бестужев-Марлинский «Взгляд

Статья Дмитриева вызвала бурю негодования среди почитателей таланта Грибоедова. А.А. Бестужев-Марлинский «Взгляд
на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825гг.».
Альманах «Полярная звезда».

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных».

В пьесе воспроизведена сама жизнь.
Это «живая картина московских нравов».
«…феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля».

Слайд 8

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе
от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества».

Подчеркнул новаторство Грибоедова-драматурга.
Сказал о верности изображения общественных нравов.
Отверг нападки в адрес Чацкого (это персонаж живой и поэтому не лишен недостатков).

Слабостями Чацкого считал заносчивость и нетерпимость.

«Характер Чацкого схвачен…с удивительной верностию, таков вообще характер людей пылких…»

Слайд 9

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе
от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества».

Не согласился с упреками в адрес языка и стихов комедии.
«Грибоедов соблюл в стихах всю живость языка разговорного; самые рифмы у него нравятся своею новостью и в чтении заставляют забывать однозвучие ямбического метра и однообразие стихов рифмованных».

Отверг претензии Дмитриева по поводу «бранчивого патриотизма» Чацкого.

Однако статья Сомова лишь подлила масла в огонь.

Слайд 10

А. Писарев «Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе

А. Писарев «Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе
от ума». Журнал «Вестник Европы».

Повторил суждения Дмитриева.
Упрекнул в подражательности.
Критиковал композицию.
На образ Чацкого не обратил внимание.
Посчитал дурным тоном излишества в употреблении разговорного языка.

«…иной, не умея сам сказать эпиграмму, радуется, найдя в г. Грибоедове множество новых готовых на всякие случаи».

Слайд 11

В.Ф. Одоевский «Замечания на суждения Мих. Дмитриева о комедии «Горе от ума».

В.Ф. Одоевский «Замечания на суждения Мих. Дмитриева о комедии «Горе от ума».
Журнал «Московский телеграф».

Характер Чацкого вызвал несомненное одобрение.
Отверг возможность заимствования.
Дал высокую оценку языку пьесы.

«…непринуждённый, лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский…»

Слайд 12

А.С. Пушкин неоднократно высказывался о пьесе Грибоедова

«О стихах я не говорю, половина

А.С. Пушкин неоднократно высказывался о пьесе Грибоедова «О стихах я не говорю,
должна войти в пословицу…Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».

Пушкин увидел в Чацком собственные черты.
Человеку свойственно осуждать в других то, что есть в собственном характере.

Цель Грибоедова была в создании «характеров и резкой картины нравов».
Наиболее интересными ему показались Скалозуб и Фамусов.
«Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это?...Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Слайд 13

«Пьеса «Горе от ума поставила его наряду с первыми нашими поэтами» (А.С.

«Пьеса «Горе от ума поставила его наряду с первыми нашими поэтами» (А.С.
Пушкин)

Юрий Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»
Полемика была такой долгой и бурной, что в неё вмешался сам Грибоедов, призвавший и своих друзей, и своих недругов закончить дебаты по поводу пьесы.

Слайд 14

Полемика 30-х годов XIX века

Полемика 30-х годов XIX века

Слайд 15

Журнал «Московский телеграф»

Появление первых печатных изданий.
Первые драматические постановки комедии.
В.Ф. Ушаков причислил комедию

Журнал «Московский телеграф» Появление первых печатных изданий. Первые драматические постановки комедии. В.Ф.
к «тем редким явлениям, которые составляют важную эпоху в истории словесности и могут назваться знамениями века».
К.А. Полевой назвал пьесу «произведением своего века и народа».

Слайд 16

1831 г. – первая постановка в московском Большом театре.

И.В. Киреевский написал рецензию

1831 г. – первая постановка в московском Большом театре. И.В. Киреевский написал
в журнале «Европеец», отметив, что с течением времени комедия не утрачивает своей общественной злободневности и остроты.
Н.И. Надеждин в журнале «Телескоп» признал историческое значение пьесы, но указал на её противоречивость и драматургические недостатки.

Слайд 17

Отзывы О.И. Сенковского, П.А. Плетнёва, П.А. Вяземского.
Н.В. Гоголь в статье «В чём

Отзывы О.И. Сенковского, П.А. Плетнёва, П.А. Вяземского. Н.В. Гоголь в статье «В
же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность?» дал развернутую характеристику пьесе.
Рассмотрел её в связи с развитием сатирического направления в русской литературе.
Заявил о её несомненном влиянии на дальнейшее развитие русской драматургии.

Слайд 18

Критика В.Г. Белинского

Критика В.Г. Белинского

Слайд 19

Статьи В.Г. Белинского:

«Литературные мечтания. Элегия в прозе».
«Горе от ума», комедия в 4-х

Статьи В.Г. Белинского: «Литературные мечтания. Элегия в прозе». «Горе от ума», комедия
действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова».
«Разделение поэзии на роды и виды».
«Русская литература в 1841 г.» (Грибоедов был поставлен в ряд крупнейших писателей XVIII- начала XIX века, охарактеризован как «творец русской комедии…русского театра», а «Горе от ума» представил как «первую русскую комедию».)

Слайд 20

Демократическая критика 1850-1860-х гг.

А.И. Герцен

Н.П. Огарев

Н.Г. Чернышевский

Н.А. Добролюбов

Д.И. Писарев

Была дана высокая оценка

Демократическая критика 1850-1860-х гг. А.И. Герцен Н.П. Огарев Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов
пьесы.

Слайд 21

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1871 год.
Выдающееся проявление русской критической мысли.
Неповторимое художественное произведение.

И.А. Гончаров «Мильон терзаний» 1871 год. Выдающееся проявление русской критической мысли. Неповторимое художественное произведение.

Слайд 22

О языке пьесы написал как о выдающемся явлении.
Обосновал свою точку зрения о

О языке пьесы написал как о выдающемся явлении. Обосновал свою точку зрения
достоинствах «Горе от ума» как драматического произведения.

Гончаров рассмотрел комедию как «картину нравов, галерею живых типов и вечно острую жгучую сатиру».
Глубоко проанализировал образ Чацкого, «без которого не было бы комедии…».
Дал анализ образа Софьи.
Не обошёл вниманием второстепенных персонажей.

Слайд 23

Итог обсуждения пьесы

А.А. Блок в статье «О драме», опубликованной в журнале «Золотое

Итог обсуждения пьесы А.А. Блок в статье «О драме», опубликованной в журнале
руно» в 1907 году, написал: «Горе от ума» , я думаю, - гениальнейшая русская драма».
С этим мнением в XX веке уже никто не спорил.
Комедия Грибоедова до сих пор занимает достойное место в репертуаре русских театров.
Имя файла: Пьеса-Грибоедова-«Горе-от-ума»-в-русской-критике.pptx
Количество просмотров: 586
Количество скачиваний: 27