Певец родной природы. Путешествие по картинам И. И. Шишкина

Содержание

Слайд 2

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) 

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор,
мастерской Императорской Академии художеств.

Слайд 3

Утро в сосновом лесу (1889)

Вероятно, это самое известное полотно, принадлежащее кисти великого мастера.

Утро в сосновом лесу (1889) Вероятно, это самое известное полотно, принадлежащее кисти
Картина пользуется широкой популярностью за счет композиционного включения в пейзаж деталей анималистического сюжета.
“Утро в сосновом лесу” максимально точно передает состояние природы, которое живописец увидел на острове Городомля.

Здесь изображен не мрачный дремучий лес, а лучи солнца, бойко пробивающиеся сквозь ветви вековых деревьев.
Глядя на это полотно можно почувствовать, как наступает утро.

Слайд 4

Стадо под деревьями (1864)

С 1862 по 1865 годы Шишкин находился в Европе, где

Стадо под деревьями (1864) С 1862 по 1865 годы Шишкин находился в
учился технике западных мастеров живописи.
В этот период больше всего он работал в Германии и Швейцарии, где сильное впечатление на него произвели художники Дюссельдорфской школы. У них он перенимал опыт соединения пейзажа с изображениями животных. Знаменитое полотно “Стадо под деревьями” было написано как раз в это время.

Слайд 5

Рожь (1878)

В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы

Рожь (1878) В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной
живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.
Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле.

Слайд 6

Березовая роща (1896)

В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы

Березовая роща (1896) В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось
– сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.
Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.

Слайд 7

На севере диком (1891)

У Шишкина мало зимних пейзажей. Его работа «На севере диком

На севере диком (1891) У Шишкина мало зимних пейзажей. Его работа «На
…» характеризует особое отношение живописца к суровым просторам, таящим в себе былинную силу и загадочную красоту. Непростой период переживал гений, создавая шедевр. Безвозвратная потеря близких людей, переезд дочери в Финляндию сказались на душевном состоянии автора. Работа была написана на побережье Ботнического залива. Эта местность отличается крутыми высокими скалами и каменистыми островами, поднимающимися из морской пучины. Художник сумел объединить в живописном творении вид северной природы и свои тревожные чувства. Холодное равнодушие — вот настроение картины, созерцание которой вызывает острую потребность в теплоте и участии. Но жизнь продолжается. Стоять наперекор невзгодам — эмоционально-волевой посыл шишкинской сосны, прекрасной героини произведения

Слайд 8

«Лесной пейзаж» (1874)

Изображал ли он дубы или березы, они принимали у

«Лесной пейзаж» (1874) Изображал ли он дубы или березы, они принимали у
него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности.

Слайд 9

«Сосновый бор» (1872)

Летний полдень, сосновый лес и небольшой ручей. Солнце осветило макушки

«Сосновый бор» (1872) Летний полдень, сосновый лес и небольшой ручей. Солнце осветило
деревьев и проникло на опушку леса, играя бликами в воде и на траве. Вода в ручье такая прозрачная, что виден каждый камешек на его дне. Солнце прогрело не только песчаный берег, но и воду до самого дна.
Под одной из сосен художник с любовью и не без доли тонкого юмора нарисовал двух медвежат, выбравшихся на солнечную полянку и желающих найти, чем им можно полакомиться. Кажется, ничто не нарушит это спокойствие и тишину. Но взгляд привлекает парящий в небе коршун, высматривающий добычу, а голубой цвет неба плавно переходит в пасмурные, грязно-фиолетовые тон

Слайд 10

«Корабельная роща» (1898)

«Корабельная роща» отображает лес недалеко от села Нижнее Афанасово. Местные сосны

«Корабельная роща» (1898) «Корабельная роща» отображает лес недалеко от села Нижнее Афанасово.
использовались для строительства суден, поскольку они были крепкими, ровными и легко поддавались обработке. «Корабельная роща» — одна из последних работ художника. Произведение стало частью экспозиции выставки, на которой мастер не мог присутствовать из-за плохого самочувствия. Публика была в полном восторге от картины. Коллеги переживали за художника, ведь его все любили за добрый и спокойный нрав. Ивану Ивановичу написали коллективное письмо, в котором желали здоровья, а также выражали восхищение пейзажем. К сожалению, до окончания выставки живописец не дожил.