Слайд 2Полное представление о том, каким был типичный парадный портрет XVIII века, даёт
изображение директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова,
в котором мастер портретного жанра Д. Г. Левицкий показал,
как торжественность и значительность образа портретируемого соединяются
с почти театральной условностью и изысканностью.
Слайд 3Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого спокойствия, обращено к зрителям.
В его сильном, с выступающими скулами лице, во всей крепкой фигуре чувствуются внутренняя собранность и живая энергия, а в глубине спокойных глаз затаилась то ли печаль, то ли усталость.
Но всё это скрывается под маской светской любезности и величавости. Всё
в портрете Кокоринова: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда − способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.
Слайд 4А теперь вы попробуйте описать представленный здесь парадный портрет Д. Г. Левицкого
«Портрет Екатерины II − законодательницы».
Слайд 5Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант
Н. А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.
Слайд 6Начните описание с того, что средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия,
пред которою в виде Законодательницы изображена императрица. Изящным жестом она бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания своих подданных…
Слайд 7 Вместо обыкновенной императорской короны увенчана Екатерина лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную
на её голову. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира I степени. Орден cв. Владимира давали за труды на благо Отечества…
Слайд 8Лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют о её трудах на законодательном поприще…
В образе царицы заложены просветительские идеи… Широкие складки, бледно-жёлтые переливы ломкого атласа…
Слайд 9Изображение исполнено с истинно царственной торжественностью. «В дали видно открытое море, а
на развевающемся российском флаге изображённый
на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю». Горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект. Орёл с оливковой ветвью в клюве олицетворяет просвещенную, сильную и мирную Россию.
Слайд 10В России особое место в XVIII веке занимает интимный портрет. Портрет особенно
доверительных отношений между художником и натурой. Наиболее пронизаны лиризмом и духовностью произведения, в центре которых женщина
с её сложным духовным миром. Одно из первых мест в это время занимает творчество Фёдора Степановича Рокотова. Особой одухотворенности образов он достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А. П. Струйской. Её взор, живой и трепетный, таит в себе некую печаль.
Слайд 12Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и лёгкая таинственная улыбка свидетельствуют об
изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины. Рокотов создал образ необычайно женственный, полный очарования.
Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму жемчужных полутонов. Добавление как бы задымлённого красного не разрушает, а, напротив, подчёркивает красоту и единство целого.
Слайд 13Владимир Лукич Боровиковский преумножил славу русских портретистов. Он создал прекрасную галерею женских
образов. Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной.
В портрете Лопухиной – словно печаль неизбежного расставания… Мягкий свет, проникающий в густую сень деревьев, встречается
со светом, который излучает эта доверчивая и всё же будто сторонящаяся нас юная красавица.
Слайд 14И в парадном, и в лирическом портрете всё внимание сосредоточено на лице,
на передаче человеческих чувств и переживаний, на передаче достоинства или сдержанности, уверенности в себе или задумчивости, силы характера или нежности и очарования.