Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography)

Содержание

Слайд 2

Вот как фотографировали

Вот как фотографировали

Слайд 3

Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром

Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром
в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.
Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.
Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие

Слайд 4

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении
любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа

Слайд 5

Живые родители с мертвыми детьми.

    

Живые родители с мертвыми детьми.

Слайд 6

Человек за стулом держит голову ребенка.

Человек за стулом держит голову ребенка.

Слайд 7

Здесь мертвы все трое, но  выглядят как живые.  Мужчине именно для этого

Здесь мертвы все трое, но выглядят как живые. Мужчине именно для этого
всунули в руку  скрученный лист бумаги.  Это придает  ему «дополнительную  живость».

Слайд 8

И здесь тоже  мертва  вся семья.  Иногда мертвым женщинам  распускали волосы для

И здесь тоже мертва вся семья. Иногда мертвым женщинам распускали волосы для
того, чтобы не было  видно штатива, при помощи которого труп  удерживался в стоячем положении.

Слайд 9

На  фотографии мертвая девушка стоит справа

Эту девушку переехал поезд.  И потому она

На фотографии мертвая девушка стоит справа Эту девушку переехал поезд. И потому
сфотографирована  так,  будто сидит за высоким столом. На самом деле у трупа просто нет нижней половины.

Слайд 10

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас
Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

Из-за несовершенства первых фотоаппаратов труп в буквальном смысле выглядел более желанной натурой для фотографа, нежели живой человек: архаичная долгая выдержка требовала ну о-о-очень долгой неподвижности, и все равно не позволяла четко запечатлеть живое и трепетное тело. Дыхание, движение век и прядей волос – все давало докучливую «шевелёнку» — смазанные, расплывчатые контуры. Мертвецы же были идеальными натурщиками. А первыми заказчиками первых фотоателье были, соответственно, скорбящие родственники.
В массиве фотографий post mortem самая большая доля принадлежит детским портретам. Более того, среди всех детских фотографий 1850-70-х годов посмертных фото — большинство.

Слайд 12

Сия печальная логика была проста: в детской комнате викторианского дома смерть была

Сия печальная логика была проста: в детской комнате викторианского дома смерть была
частой гостей, заходила туда на правах докучливой тётушки. Скарлатина, звавшаяся тогда детской чумой, выкашивала целые пансионы, да и банальные по нынешним понятиям грипп или аппендицит исправно собирали урожай детских гробиков. Зачастую и младенцев, и малышей постарше просто не успевали сфотографировать при жизни. Фотосеанс был дорогим удовольствием, на него копили, как на «крайний случай». Смерть ребенка нередко и становилась тем самым крайним случаем.

Слайд 13

На многих фото только этот отчетливо видимый штатив выдает печальный статус натурщиков.

На многих фото только этот отчетливо видимый штатив выдает печальный статус натурщиков.

Слайд 14

Мастерство фотографа состояло в том, чтобы герой снимка получился максимально живым. И

Мастерство фотографа состояло в том, чтобы герой снимка получился максимально живым. И
на лучших образцах жанра так и получается — дети выглядят либо безмятежно спящими, либо задремавшими за игрой.

Чтобы создать иллюзию жизни фотографы шли на множество ухищрений — кадрировали изображение лежащих тел вертикально, одевали персонажей в уличную одежду, рисовали глаза на закрытых веках.

Слайд 15

Где зыбкую иллюзию жизни поддерживает уличная одежда ребенка и руки, засунутые в

Где зыбкую иллюзию жизни поддерживает уличная одежда ребенка и руки, засунутые в карманы пальто.
карманы пальто.

Слайд 16

Популярность post mortem пошла на спад к 1920-м, когда викторианская культура умерла

Популярность post mortem пошла на спад к 1920-м, когда викторианская культура умерла
окончательно. Впрочем, этот жанр дал всходы и в российской провинции 1930-50-х.


Правда, отечественные фотографы жизнь не имитировали, а фиксировали все как есть.
Хотя, на некоторых советских надгробиях встречаются «парадные» фото явно посмертного вида. В России самой большой коллекцией посмертных фотографий обладает действующий в Новосибирске Музей мировой погребальной культуры, известный готичной публике под более «попсовым» именем «Музей Смерти».