Слайд 2Тема : «Иван Флягин – образ « русского еретика — умного, начитанного
и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей».
Цель темы: Текстуально изучить повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник.» Рассмотреть это произведение как восходящее к традициям просветительского «романа -воспитания», а весь жизненный путь Ивана Флягина как историю воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России.
Слайд 3 Планируемый результат
Предметные умения :
обучить учащихся необходимым навыкам использования средств
ИКТ при изучении литературы; раскрыть смысл названия повести; выявить особенности изображения русского национального характера; расширить словарный запас; познакомить с работами художников-иллюстраторов.
УУД
Личностные: умение анализировать художественное произведение.
Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с поставленной проблемой.
Познавательные: систематизация знаний литературоведческих понятий и терминов (жанр, система образов и др.).
Коммуникативные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Слайд 5Тема пути, странничества — одна из центральных в мировой литературе. Занимает она
ключевое место и в творчестве Лескова: «…меня подёргивает написать русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей».
Слайд 6 Словарная работа
Очаровать (в словаре Даля):
1. Околдовать, обворожить, отвести глаза,
заговорить, чарами овладеть кем-либо.
2.Прельщать или пленять, влюблять кого –либо в себя. Странник (там же):
1.Захожий человек, с чужбины, прохожий; человек, ищущий временного приюта .
2.Человек, странствующий пешком на богомолье.
3.Бродячие проповедники, не имеющие своего дома, а пребывающие в поисках царства Божия.
Праведник( там же):
Праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгреховный.
Слайд 7Реконстру
Реконструкция портрета св.Ильи Муромца
Слайд 8В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, «в полном
смысле слова богатырь и притом типический, простодушный, добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Путём сопоставления с фольклорным героем с самого начала задаётся масштаб личности Ивана Флягина, одним из определений которого становится «богатырь-черноризец». Предназначение былинного богатыря – патриотический и христианский подвиг.
Слайд 9Это характер парадоксальный, импульсивный, непредсказуемый. Поведением Флягина руково-
дит не рассудок, а эмоциональные
порывы. Он совершает неожиданные даже для себя самого поступки: давая выход бурлящим в нём силам, он случайно, из озорства, убивает ударом кнута задремавшего на возу старого монаха и, демонстрируя полную неразвитость нравствен-ного чувства, нисколько в этом не раскаивается. «Околдованность» составляет вторую сторону героя, которая соотносится с его национальным характером.
Слайд 10«Околдованность», власть рокового начала делает главного героя - Ивана Флягина «очарованным странником».
Он, как фольклорный богатырь русский, «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть».
Слайд 13 «А вот, -говорит,- тебе тебе знамение, что что будешь ты много
много раз поги- о бать и ни разу не п погибнешь, пока п придет твоя нас-то тоящая погибель, и ты и ты тогда вспомн вспомнишь мате- материно
нишь материно обе обещание за тебя обещание за тебя и и пойдешь в и пойдешь в чернец чернецы!...» чернецы.
Слайд 14 «…первое свое
призвание опроверг,
и оттого пошел от
одной
стражбы к другой другой, все более и
более претерпевая,
но нигде не погиб, пока пока все мне мона-
м хом предреченное…
оправдалось за мое
недоверие»
Слайд 15
Судьба идет по стопам героя: новая встреча или событие, трагическая развязка, опять
странствие, и все повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего.
Слайд 16
Иван Флягин повест-вует о своих приклю-чениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой
сожаления. Слушатели воспри-нимали его приклю-чения как сказку, и только история Груши меняет их мнение: они «…впервые заподозрили справедливость рассказа и хранили довольно долгое молчание».
Слайд 17
Иван Северьянович верит в свое дальней-шее предназначение, вот слова, заверша-ющие его исповедь:
«…мне за народ очень помереть хочется». Перед смертью он «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился…», поэтому и путешествует.