Слайд 2Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского
![Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-1.jpg)
воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Слайд 3Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место
![Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-2.jpg)
в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Слайд 4Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у
![Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-3.jpg)
нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Слайд 5В романе поставлены вопросы
о подлинной дружбе, любви,
о гуманизме,
о
![В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-4.jpg)
равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.
Слайд 6Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение
![Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-5.jpg)
к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 8Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон раскрывает представления героя об идеале.
![Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-7.jpg)
Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Слайд 9Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет
![Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-8.jpg)
человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Слайд 10Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в
![Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-9.jpg)
Обломовку).
Слайд 11Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части.
![Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-10.jpg)
Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 12Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел события —
![Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-11.jpg)
знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Слайд 13Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге
![Развитие действия VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-12.jpg)
крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 14Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви
![Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-13.jpg)
Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 15Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них
![Развязка романа Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-14.jpg)
показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 16Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия
![Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-15.jpg)
жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 17Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова,
![Эпилог романа В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-16.jpg)
судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 18Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.
![Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-17.jpg)
Слайд 19Сюжет романа
Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга
![Сюжет романа Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-18.jpg)
и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 20Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и
![Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-19.jpg)
метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Слайд 21Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель
![Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-20.jpg)
обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 22Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди
![Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-21.jpg)
образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 23Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость
![Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317440/slide-22.jpg)
кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский