Предмет, цель и задачи эстетики

Содержание

Слайд 2

План

Понятие
История. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики
Внутренняя логика развития, науки
Основные эстетические ценности.

План Понятие История. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики Внутренняя логика развития, науки Основные эстетические ценности.

Слайд 3

Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира

Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира
.Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и. возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу чело­веческого духа - чувственность.
Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки.

Слайд 4

Эстетика (нем. Ästhetik, от греч αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — филосовское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в

Эстетика (нем. Ästhetik, от греч αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — филосовское
природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Согласно русскому философу А. Ф. Лесов, предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики.
Согласно Бычкову В. В. эстетика (от греч. αἰσθάνομαι — «чувствовать»; αἰσθητικός — «воспринимаемый чувствами») — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, величественное, ужасное.

Слайд 5

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ БЫЧКОВ (1942 Г.Р.) — СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ФИЛОСОФ, ИСТОРИК ЭСТЕТИКИ,

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ БЫЧКОВ (1942 Г.Р.) — СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ФИЛОСОФ, ИСТОРИК ЭСТЕТИКИ,
ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК.

Алексей Фёдорович Лосев – русский советский философ, антиковед, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук (1943).

Слайд 6

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики

До середины XVIII в. эстетические проблемы не

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики До середины XVIII в. эстетические проблемы
вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размышлениями. Некоторые исследователи вычленяют ряд факторов, серьезно повлиявших на формирование эстетики (см. Волкова Е. В., Новикова Л, .И. К вопросу о предмете и методах эстетики//Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975):
Философия как наука
Искусство как художественная практика.
Социальный заказ.

Слайд 7

ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ, НАУКИ.

Характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании

ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ, НАУКИ. Характер философского учения отражался на особенностях эстетики и
ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. Так, разработка понятия прекрасного Платоном явилась необходимой частью его гносеологии. Социальный заказ в разные периоды развития эстетической мысли заставлял ее концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных с идеологическими и социальными проблемами, чем, естественно, также развивал ее сферу.

Слайд 8

Основные эстетические ценности. Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к

Основные эстетические ценности. Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека
действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов. Соответственно, эстетической ценностью могут обладать: - предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию; - сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); - вещи, создаваемые людьми; - продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т.п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой; - произведения искусства во всём многообразии его видов. Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального. Многообразны не только носители эстетической ценности, но и её виды. Основным видом эстетических ценностей яв­ляется прекрасное.
Имя файла: Предмет,-цель-и-задачи-эстетики.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0