Содержание
- 2. Если интерес представляют только его окончательные взгляды на биосферу и ноосферу, то можно ссылаться лишь на
- 3. Тейяр де Шарден представил панораму возникновения жизни на Земле, появления биосферы, ее эволюции и зарождения в
- 4. В его картине эволюционного развития биосферы все начинается с основного кирпичика жизни — с клетки. «Трудно
- 5. Согласно Шардену, «в один прекрасный момент, по прошествии достаточно длительного времени в отдельных местах начали кишеть
- 6. Все ныне живущие организмы могли происходить или от одной-единственной прародительской группировки, или от нескольких. «Согласно обеим
- 7. Сейчас положение человека в биосфере особое и Шардену было необходимо ответить на вопрос об относительной важности
- 8. Согласно современным воззрениям «ЦЕФАЛИЗАЦИЯ» филогенетический процесс обособления головы у билатерально-симметричных животных и включение в её состав
- 9. Согласно Шардену, именно дифференциация нервного вещества (а не цефализация) придает эволюции направленность и тем самым доказывает,
- 10. «После тысячелетий подъема за горизонтом, в строго локализованной точке сейчас вспыхнет пламя. Вот и мысль! Цереброрукие
- 11. Инстинкт в своих различных выражениях неразрывно связан с самим явлением жизни и зависит от нее. Возникновение
- 12. С гоминизацией, согласно Тейяру де Шардену, начинается новая эра. «Среди последовательных этапов, пройденных эволюцией, возникновение мысли
- 13. Только в неолите между людьми начинает возникать большая спаянность и зарождается цивилизация. Начинается становление ноосферы. Социально
- 14. Шарден пишет: «Эволюция не просто включает мысль в качестве аномалии или эпифеномена, а легко отождествляется с
- 15. Уже упоминавшееся состояние «общей озабоченности» рассматривалось Тейяром де Шарденом еще в 40-х гг. Он пишет: «Универсум
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Если интерес представляют только его окончательные взгляды на биосферу и ноосферу, то
Если интерес представляют только его окончательные взгляды на биосферу и ноосферу, то
В основу учения о биосфере Тейяр де Шарден положил эволюционно-биологический подход, а его анализ был настолько глубоким и последовательным, что большинство выводов актуальны и сейчас. В определенной степени им были предвосхищены современные системно-структурные идеи в экологии. В первую очередь это относится: к вопросу об уровнях, к проблемам глобального развития, единого и многого и т. д. Главный лозунг Тейяра де Шардена — «только лишь феномен, но зато уж весь феномен» — позволил ему стать как бы над борьбой различных материалистических и идеалистических попыток объяснения мира и уйти от дилеммы, которую он сам определил как «материализм или спиритуализм» и которая часто просматривается при обсуждении экологических проблем и сегодня.
Слайд 3Тейяр де Шарден представил панораму возникновения жизни на Земле, появления биосферы, ее
Тейяр де Шарден представил панораму возникновения жизни на Земле, появления биосферы, ее
Согласно ему, благодаря предварительной концентрации материи появляется множество сложных веществ, присущих планетам, и представляющих собой начальную стадию более сложного процесса синтеза. Здесь выступает «фундаментальное условие, которое уже характеризовало первородную материю — единство множества. Земля, вероятно, возникла случайно. Но, согласно одному из самых общих законов эволюции, этот случай, едва появившись, был немедленно использован, преобразован в нечто закономерно направляемое. Внутреннее Земли выступает перед нами в форме органического целого, где ни один элемент нельзя уже отделить от окружающих его других элементов. В сердце великого неделимого — универсума появилось новое неделимое, поистине — предбиосфера». С самых первых проблесков жизни в действие вступает фундаментальный принцип: «все зависит от всего», т. е. принцип самоорганизации.
Слайд 4В его картине эволюционного развития биосферы все начинается с основного кирпичика жизни —
В его картине эволюционного развития биосферы все начинается с основного кирпичика жизни —
Протоплазма могла возникнуть на Земле только однажды, ровно так же, как за много миллиардов лет до этого после Большого взрыва возникли ядра и электроны. Эта гипотеза успешно обосновывает органическое, глубокое сходство между всеми живыми существами от бактерии до человека; и вместе с тем она объясняет, почему никогда и нигде мы не обнаруживаем образования ни малейшей живой частицы, кроме как путем размножения. Эти идеи первой половины XX столетия созвучны с идеями порядка из хаоса, диссипативных структур и бифуркаций.
Слайд 5Согласно Шардену, «в один прекрасный момент, по прошествии достаточно длительного времени в
Согласно Шардену, «в один прекрасный момент, по прошествии достаточно длительного времени в
Для своего дальнейшего существования на Земле эта органическая материя должна была превратиться в биологически связанную совокупность. Поэтому Шарден пользуется тем, что сегодня называется экосистемным подходом. Образно говоря, эта органическая материя «с самого начала представляла собой своего рода рассеянный суперорганизм, прелюдию к значительно более развитой эволюционной солидарности. Чтобы увидеть жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду единство биосферы. Вначале это единство происхождения, общих рамок, рассеянного порыва». Темп эволюции биосферы, направление эволюции и ее результаты определяются в первую очередь многообразием форм и игрой случая.
Слайд 6Все ныне живущие организмы могли происходить или от одной-единственной прародительской группировки, или
Все ныне живущие организмы могли происходить или от одной-единственной прародительской группировки, или
Слайд 7Сейчас положение человека в биосфере особое и Шардену было необходимо ответить на
Сейчас положение человека в биосфере особое и Шардену было необходимо ответить на
Слайд 8Согласно современным воззрениям «ЦЕФАЛИЗАЦИЯ» филогенетический процесс обособления головы у билатерально-симметричных животных и
Согласно современным воззрениям «ЦЕФАЛИЗАЦИЯ» филогенетический процесс обособления головы у билатерально-симметричных животных и
Впервые о ней заговорил Д. Д. Дана (1813-1895) (минералог и биолог), который (согласно Вернадскому) в ~1859 г. показал, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. «… наблюдается (скачками) усовершенствование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции не идет уже вспять, только вперед.
Т.о., Цефализация, которой много внимания уделял В.И. Вернадский, конечно, важна, но она характеризует эволюцию любых животных или членистоногих, и не является характеристикой, исключительно связанной с приматами или человеком.
Слайд 9Согласно Шардену, именно дифференциация нервного вещества (а не цефализация) придает эволюции направленность
Согласно Шардену, именно дифференциация нервного вещества (а не цефализация) придает эволюции направленность
Это положение необходимо Шардену для введения затем и ноосферы, формирующейся из сформировавшейся в плиоцене биосфере. Его отправной пункт: «Как мы установили, жизнь — это подъем сознания. Достаточно очевидно, что растения в счет не идут и поэтому нужно рассмотреть со стороны членистоногих — насекомых, а со стороны позвоночных — млекопитающих и ответить, на какой стороне будущность и истинность. Что касается насекомых, то они слишком малы, а высшие формы психизма физически требуют крупных мозгов. Только внутри млекопитающих существуют предпосылки для нового эволюционного подъема». Действительно, к концу плиоцена приматы сумели подняться путем последовательных взлетов до самых границ разума.
Еще раз! Критическим моментом у приматов, согласно Шардену, явилось следующее. Эволюция, пренебрегая всем остальным и, следовательно, оставляя его пластичным, затронула непосредственно мозг. Поэтому в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди.
Слайд 10«После тысячелетий подъема за горизонтом, в строго локализованной точке сейчас вспыхнет пламя.
«После тысячелетий подъема за горизонтом, в строго локализованной точке сейчас вспыхнет пламя.
Споры о наличии направления и определенной оси эволюции были и будут. Ровно так же, как и разногласия по вопросу о том, отличается ли по природе человеческая психика от психики существ, появившихся до него. Шарден считает необходимым «решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен — рефлексию…{По его определению «...рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь … Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности — это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви»}. Разум — эволюционное достояние только человека. Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании — иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений. …Будучи рефлектирующими, мы не только отличаемся от животного, но мы иные по сравнению с ним».
Слайд 11Инстинкт в своих различных выражениях неразрывно связан с самим явлением жизни и
Инстинкт в своих различных выражениях неразрывно связан с самим явлением жизни и
Возникновение разума связано с развитием не только нервной системы, но и всего существа.
Согласно Шардену, нас не должна пугать «констатация того, что этот шаг должен был совершиться сразу. Если переход к рефлексии действительно, как того требует его физическая природа и как мы это допустили, есть критическая трансформация, мутация от нуля ко всему, то невозможно представить себе на этом точном уровне промежуточного индивида. Надо решиться допустить, что ее (мысли) появление произошло между двумя индивидами. Возникновение мысли представляет собой порог, который должен быть перейден одним шагом, интервал, за которым мы переходим на совершенно новый биологический уровень».
Таким образом, вначале имела место дифференциация нервного вещества, затем произошла критическая трансформация — переход к рефлексии и, как следствие в социуме, т. е. между двумя индивидами возникла мысль.
Слайд 12С гоминизацией, согласно Тейяру де Шардену, начинается новая эра. «Среди последовательных этапов,
С гоминизацией, согласно Тейяру де Шардену, начинается новая эра. «Среди последовательных этапов,
Конечно, появление ноосферы должно быть вначале почти незаметным, а поиск ее истоков приводит нас к питекантропам или синантропам, так как они были в полном смысле слова разумными существами. «Хотя они и предгоминиды по строению черепа, но вполне определенно размещаются выше точки возникновения и распространения нашего человечества. Синантроп уже обтесывал камни, он добывал огонь … — эти две способности, как и рефлексия, повсюду выступают одновременно с человечеством».
Слайд 13Только в неолите между людьми начинает возникать большая спаянность и зарождается цивилизация.
Только в неолите между людьми начинает возникать большая спаянность и зарождается цивилизация.
…«человеческая история на свой лад и на своем уровне реально продолжает органическое развитие жизни. Благодаря присущим ей феноменам социального разветвления она все еще является естественной историей. Но здесь явления слияния гораздо тоньше и богаче биологическими возможностями. Мы отпустили последние канаты, которые еще удерживали нас в неолите… мы переживаем период изменения эры. Эра промышленности. Эра нефти, электричества и атома. … Мы имеем возможность сказать, что ценой наших лишений в нас самих и вокруг нас делается еще один, решающий шаг жизни. Удача и честь нашего краткого существования заключена в его совпадении с преобразованием ноосферы».
Развивая в систематической форме учение о перерастании биосферы в ноосферу, Шарден дал образец построения интегрального учения о ноосфере как дисциплине, т. е. того, что впоследствии стали называть ноогеникой или ноогенезом.
Слайд 14Шарден пишет: «Эволюция не просто включает мысль в качестве аномалии или эпифеномена,
Шарден пишет: «Эволюция не просто включает мысль в качестве аномалии или эпифеномена,
Ноосфера, возникшая в процессе эволюции биосферы, это не игра разума, а реальный объект. «По привычке мы разгораживаем человеческий мир на отсеки различных реальностей: естественное и искусственное, физическое и моральное, органическое и юридическое. Что на самом деле представляет собой хитросплетение набора социальных рамок, какими бы условными и изменчивыми они ни казались, как не усилие мало-помалу выделить то, что однажды должно стать структурными законами ноосферы? Социальный феномен — кульминация, а не ослабление биологического феномена».
Наши искусственные сооружения не что иное, как закономерное продолжение нашего филогенеза. Не менее закономерно и изобретательство…. «Искусственные» сооружения, т. е. наглядно зримый аспект ноосферы, который можно просто пощупать, получил впоследствии название «техносфера», а «хитросплетение социальных рамок» — «социосфера».
Конечно, ноосфера, согласно Леруа и Шардену, более, чем сумма социосферы и техносферы. Последняя к тому же часто сводится у нас к каким-то частным природоохранным мероприятиям или модели, с помощью которой можно управлять развитием биосферы. Ноосфера же выступает у них как следующая над биосферой, высокоспециализированная оболочка нашей планеты.
Слайд 15Уже упоминавшееся состояние «общей озабоченности» рассматривалось Тейяром де Шарденом еще в 40-х
Уже упоминавшееся состояние «общей озабоченности» рассматривалось Тейяром де Шарденом еще в 40-х
Все базируется на том, что человечество едино. Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми. … «чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому. Жизнь, достигнув своей мыслящей ступени, не может продолжаться, не поднимаясь структурно все выше».
Философия Шардена жизнеутверждающая: «Выход для мира, двери для будущего... откроются лишь под напором всех вместе, хотя реальный сценарий необходимо уточнить и над степенью физической реальности его поразмыслить».