Представления о душевной и физической красоте человека в искусстве

Содержание

Слайд 2

Красота – мир и гармония, это то, что трогает душу.  Красоту определяет душа,

Красота – мир и гармония, это то, что трогает душу. Красоту определяет
внутренняя сущность. Духовная красота выше внешней.
Самые известные значения слова «красота».
Лев Толстой, великий русский писатель, однажды сказал фразу, в которой кратко изложил мысль о красоте в искусстве: «Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства. Если человек заражает другого и других прямо непосредственно своим видом или производимыми им звуками в ту самую минуту, как он испытывает чувство, заставляет другого человека зевать, когда ему самому зевается, или смеяться, или плакать, когда сам чему-либо смеется или плачет, или страдать, когда сам страдает, то это еще не есть искусство. Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его».

Слайд 3

Красота человека состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека

Красота человека состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека
сотворено прекрасным во всех отношениях. Однако отсутствие физической красоты не мешает человеку быть причастным к более высоким ступеням красоты, включая и высшую. Главной целью всех искусств является создание красоты.
Красота бывает статической (красота цвета и форм, видимых глазом)  и динамической (красота движений, воспринимаемых слухом или зрением).
Красота мира проявляется в постоянном движении, развитии и смене его компонентов.
Ритмически, т. е. по законам чисел, организованные движения лежат в основе музыки, поэзии, танца, образуя основу их красоты. Динамическая красота присуща и самой человеческой жизни, ибо удовольствие, счастье, радость - все это процессы, протекающие во времени. Само эстетическое суждение, которым поверяется наслаждение, также ритмически организованный процесс, протекающий в нашей душе. Не случайно Августин главное внимание в своей эстетике уделял числу и ритму. Именно в них он видел структурно-динамическую основу красоты.

Слайд 4

Античная Греция.

Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше время. Понятие это включало не только статуи,

Античная Греция. Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше
картины, но и добродетели человека, его поступки, мысли — то есть не только эстетическую красоту в 
прямом смысле, но и красоту внутреннюю, нравственную.

Слайд 5

Гармония в искусстве. В изобразительном искусстве гармония понимается как уравновешенность особой красоты, согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен. Движущая сила гармонии – это столкновение противоположностей и

Гармония в искусстве. В изобразительном искусстве гармония понимается как уравновешенность особой красоты,
их единство. Столкновение противоположных эмоциональных настроений, то напряженно-тревожных, то призывно-радостных, то задумчиво-лирических. В современной науке гармония часто отождествляется с красотой. Рассматривая гармонию можно выделить следующие категории, которые её характеризуют:
Первая категория – единство или согласованность элементов.
Вторая категория – единство и борьба противоположностей.
Третья категория – мера.

Маковский К.Е. (1839 – 1915)

Слайд 6

Чувство прекрасного состоит в восприятии взаимосвязей в пространстве, во времени или в

Чувство прекрасного состоит в восприятии взаимосвязей в пространстве, во времени или в
них обоих. Оно не заключается в материале или в вещи самой по себе, хотя мы и отождествляем взаимосвязь с вещью. Тот, кто более чувствителен к такой взаимосвязи — чувствительный художник — может ясно видеть её отдельно от среды, в которой она отражается. Она становится для него абстракцией и живой «идеей» в одно и то же время.
Эта идея ощущается прекрасной, поскольку она воплощает закон гармонии, который есть в человеке. Сущность её красоты заключается в её соответствии законам. Единое становится многим. Но многое движется вперед во времени и в разных направлениях или вдоль различных радиусов пространства из одного общего центра. Отсюда бесчисленные различия. Однако существует связь между единством и множественностью, которая является абстрактным Законом, законами Природы или Бога. Эти законы являются обобщениями, которые связывают воедино разрозненные факты и явления, будучи основой порядка. Когда на нас воздействует этот закон или некоторые из тех законов, что есть в прекрасной вещи, мы говорим, что она прекрасна.

(Рубенс. Союз земли и воды.)

Слайд 7

Древнерусская икона – воплощающая идею бога является святыней и примером живописи, передающей

Древнерусская икона – воплощающая идею бога является святыней и примером живописи, передающей
не земную, а божественную красоту. В картине «Троица» художник Андрей Рублев изобразил событие, о котором говорилось в древних сказаниях. В старину все хорошо знали эти сказания и верили, что бог создал землю и людей, что он управляет жизнью людей на земле, посылает с неба на землю крылатых ангелов, чтобы передать людям свою волю.
В этой работе художник изобразил трех прекрасных юношей, сидящих за столом. Вокруг головы у каждого- сияние. За плечами - крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно, глубоко задумавшись о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы.
Художник в этой работе воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны людям.

Слайд 8

Женская красота в искусстве. В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей

Женская красота в искусстве. В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей
природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту. - Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица? Обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе.

Слайд 9

.

В эпоху Возрождения изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. Этот портрет знает

. В эпоху Возрождения изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. Этот портрет
практически каждый человек на земле, хранящий много лет свою загадку. Художники эпохи Возрождения в религиозных героях старались увидеть обыкновенных людей, передать человеческие чувства, переживания, умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

Слайд 10

Вопросы к занятию. 1. Что такое красота? 2. Каких видов бывает красота? 3. Что

Вопросы к занятию. 1. Что такое красота? 2. Каких видов бывает красота?
воспел художник Рублёв в картине «Троица»?
Имя файла: Представления-о-душевной-и-физической-красоте-человека-в-искусстве.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0