Презентация на тему Что такое диалектика Карл Поппер

Содержание

Слайд 2

«Нельзя представить себе ничего настолько абсурдного или неправдоподобного, чтобы не быть доказанным тем

«Нельзя представить себе ничего настолько абсурдного или неправдоподобного, чтобы не быть доказанным
или иным философом»
(Декарт)

Слайд 3

Метод, способствующий развитию человеческого мышления — и особенно философии, мы можем охарактеризовать

Метод, способствующий развитию человеческого мышления — и особенно философии, мы можем охарактеризовать
как частный случай метода проб и ошибок. Видимо, люди чаще всего реагируют на проблему двояко: они либо выдвигают теорию и хранят верность ей как можно дольше (в случае ошибочности теории они порой даже предпочитают отречению смерть 1), либо борются против такой теории, если поняли ее слабость. Эта борьба идеологических установок — которая, несомненно, может быть разъяснена в терминах метода проб и ошибок — характерна для всего, что можно назвать развитием человеческого мышления. Такая борьба отсутствует, как правило, в тех случаях, когда некоторую теорию или систему, несмотря ни на что, догматически отстаивают в течение долгого времени. Однако найдется очень немного примеров (если они вообще существуют) развития мышления, которое было бы медленным, неуклонным, непрерывным и шло бы путем постепенного улучшения, а не путем проб, ошибок и борьбы идеологических установок.

Слайд 4

ДИАЛЕКТИКА

Если описание развития человеческого мышления вообще и научного мышления в частности признать

ДИАЛЕКТИКА Если описание развития человеческого мышления вообще и научного мышления в частности
более или менее корректным, то оно поможет нам понять, что имеется в виду, когда говорят, что развитие мышления происходит «диалектически».
Диалектика(в современном , то есть главным образом гегелевском, смысле термина) — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.

Слайд 5

Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет

Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет
противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест.
Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса.
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. 
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРИАДА ВОЗОБНОВИТСЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ; ОНА МОЖЕТ ПОДНЯТЬСЯ И НА ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ, КОГДА ДОСТИГНУТ ВТОРОЙ СИНТЕЗ

Слайд 6

Диалектики настаивают еще на одном моменте, в котором диалектика несколько отличается от

Диалектики настаивают еще на одном моменте, в котором диалектика несколько отличается от
общей теории проб и ошибок. Действительно, в рамках теории проб и ошибок, как уже говорилось, достаточно сказать, что неудовлетворительная точка зрения будет опровергнута или элиминирована. Диалектик же настаивает, что этого недостаточно. Он подчеркивает, что, хотя обсуждаемая точка зрения (или теория) может быть опровергнута, в ней имеется, по всей вероятности, нечто достойное сохранения,— иначе она вряд ли была бы вообще выдвинута и воспринята всерьез. Это рациональное зерно тезиса, вероятно, наиболее отчетливо осознается теми, кто защищает тезис от нападок оппонентов, сторонников антитезиса. Следовательно, единственно приемлемым исходом борьбы будет синтез, то есть теория, в которой сохранены наиболее ценные элементы и тезиса, и антитезиса.

Слайд 7

Диалектики говорят, что тезис «создает» свой антитезис. В действительности же только наша

Диалектики говорят, что тезис «создает» свой антитезис. В действительности же только наша
критическая установка создает антитезис, и там, где она отсутствует, никакой антитезис создан не будет. Далее, не следует думать также, что именно «борьба» между тезисом и антитезисом «создает» синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и создавать новые идеи; история человеческого мышления насчитывает много бесплодных битв, битв, закончившихся ничем.

Слайд 8

Таким образом, противоречия — особенно, конечно, противоречия между тезисом и антитезисом, которые

Таким образом, противоречия — особенно, конечно, противоречия между тезисом и антитезисом, которые
«создают» прогресс в форме синтеза,— чрезвычайно плодотворны и действительно являются движущей силой любого прогресса в мышлении, диалектики делают вывод — как мы увидим, неверный,— что нет нужды избегать столь плодотворных противоречий. Они даже утверждают, что противоречий вообще нельзя избежать, поскольку они встречаются в мире всегда и повсюду.

Слайд 9

ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Важным моментом в философии нового времени является борьба между картезианским

ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ Важным моментом в философии нового времени является борьба между картезианским
рационализмом (главным образом, континентальным), с одной стороны, и эмпиризмом (в основном британским) — с другой.
С картезианской точки зрения мы можем строить объяснительные научные теории без всякого обращения к опыту, просто силой собственного разума, так как всякое разумное (reasonable) высказывание (то есть говорящее само за себя благодаря своей прозрачности) должно быть верным описанием фактов.

Такова в общих чертах теория, которую в истории философии называют рационализмом. (Более удачным названием для нее был бы интеллектуализм.) Ее можно суммировать (используя гораздо более позднюю формулировку, принадлежащую Гегелю) в словах «все разумное действительно».

Слайд 10

В противоположность этой теории, эмпиризм утверждает, что только опыт позволяет нам судить

В противоположность этой теории, эмпиризм утверждает, что только опыт позволяет нам судить
об истинности или ложности научной теории. Чистый разум как таковой, согласно эмпиризму, никогда не может установить истину о фактах (bactual truth): чтобы сформулировать такую истину, мы должны прибегнуть к наблюдению и эксперименту. Можно с полной уверенностью сказать, что эмпиризм, в той или иной форме, пусть даже умеренной и видоизмененной, есть единственная интерпретация научного метода, которую в наши дни можно воспринимать всерьез. Спор между рационалистами и эмпиристами всесторонне обсуждался Кантом.

Слайд 11

Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе

Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе эпистемологический
эпистемологический вопрос: «почему наше сознание может постигать мир?» И вместе с другими идеалистами он отвечал: «Потому что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны».
Гегелевская философия тождества — «разумное действительно и действительное разумно, значит, разум и действительность тождественны» — была, несомненно, попыткой восстановить рационализм на новом основании. Она позволяла философу строить некую теорию мира, исходя из чистого разума, и утверждать, что это и есть истинная теория действительного мира. Тем самым допускалось именно то, что считал невозможным Кант. Гегель, следовательно, должен был попытаться опровергнуть Кантовы доводы, направленные против метафизики. Он сделал это с помощью своей диалектики.
Имя файла: Презентация-на-тему-Что-такое-диалектика-Карл-Поппер-.pptx
Количество просмотров: 270
Количество скачиваний: 0