Содержание
- 2. О́пера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной
- 3. Черевички (Кузнец Вакула) Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед
- 4. Вакула, кузнец (тенор) Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано) Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон) Чуб, пожилой
- 5. Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу Диканьки мать кузнеца Вакулы
- 6. Солоха Оксана
- 7. Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим являются к Солохе ее
- 8. 5 Третье действие Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби кузнец. Из
- 9. Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана по сыне и милом
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2О́пера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии,
О́пера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии,
главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Композитор часто пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Композитор часто пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Что же такое "Опера"?
Слайд 3Черевички (Кузнец Вакула)
Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В.
Черевички (Кузнец Вакула)
Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В.
Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.
Cherevichki
Слайд 4Вакула, кузнец (тенор)
Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
Бес из пекла, фантастическое
Вакула, кузнец (тенор)
Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
Бес из пекла, фантастическое
лицо (баритон)
Чуб, пожилой казак (бас)
Оксана, дочь Чуба (сопрано)
Пан Голова, кум Чуба (бас)
Панас, кум Чуба (тенор)
Школьный учитель, из бурсаков (тенор)
Светлейший (баритон)
Церемониймейстер (бас)
Дежурный (тенор)
Старый запорожец (бас)
Леший (баритон)
Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.
Чуб, пожилой казак (бас)
Оксана, дочь Чуба (сопрано)
Пан Голова, кум Чуба (бас)
Панас, кум Чуба (тенор)
Школьный учитель, из бурсаков (тенор)
Светлейший (баритон)
Церемониймейстер (бас)
Дежурный (тенор)
Старый запорожец (бас)
Леший (баритон)
Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.
Действующие лица:
Слайд 5Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу
Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу
Диканьки мать кузнеца Вакулы — Солоха. По дородной вдове уже давно вздыхают богатый казак Чуб, Школьный учитель, Голова. Но на этот раз у Солохи не совсем обычное свидание: за ней ухаживает не кто иной, как Бес из пекла. Дело быстро идет на лад, и друзья сговариваются вместе прогулять ночку. У Беса — свои счеты с Вакулой: кузнец намалевал его в церкви в самом неприглядном виде. Догадливый Бес поднимает вьюгу, чтобы помешать встрече Вакулы с дочкой Чуба, пригожей Оксаной. Следуя за летящей верхом на помеле Солохой, Бес крадет по дороге месяц. Во внезапной тьме, среди крутящихся снежных вихрей появляются Чуб с приятелем. Они безуспешно ищут дорогу и направляются, наконец, на огонек щинка.
Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг. Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же Оксана — самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его, девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату. Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а мучу...»
Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг. Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же Оксана — самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его, девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату. Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а мучу...»
5
1-ое действие
Слайд 6Солоха
Оксана
Солоха
Оксана
Слайд 7Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим
Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим
являются к Солохе ее поклонники — Бес, Голова, Школьный учитель из бурсаков и, наконец, Чуб. Каждый раз объяснение в любви прерывается появлением нового гостя, и Солоха вынуждена прятать незадачливых поклонников в мешки. Входит Вакула. Горько пожаловавшись на свою участь, он перекидывает мешки через плечо и рассеянно выносит их из хаты.
Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.
Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.
5
2-ое действие
Слайд 85
Третье действие
Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби
5
Третье действие
Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби
кузнец. Из последнего мешка, захваченного им с собою, выскальзывает Бес, решивший, что теперь Вакула в его руках. Но сметливый кузнец одерживает верх над недалеким Бесом. Оседлав его, он приказывает везти себя в Петербург, за царицыными черевичками.
Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.
Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.
Третья картина. Пышный дворцовый зал. Торжественное шествие. Светлейший возвещает о новой славной победе русского оружия. На радостях Вакула выпрашивает для своей жинки черевички, какие носит сама царица, и пускается в обратный путь.
Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.
Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.
Третья картина. Пышный дворцовый зал. Торжественное шествие. Светлейший возвещает о новой славной победе русского оружия. На радостях Вакула выпрашивает для своей жинки черевички, какие носит сама царица, и пускается в обратный путь.
3-е действие
Слайд 9Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана
Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана
по сыне и милом дружке, безвестно сгинувшем в эту ночь. Оксана всей душой полюбила кузнеца. Неожиданное появление Вакулы делает ее счастливой. И без черевичек готова она выйти за него замуж.
Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.
Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.
4-ое действие