Презентация на тему Славяне в древности

Содержание

Слайд 2

Расселение восточных славян
Верования славян-язычников
Арабские источники о молитве славян
Сведения из византийских источников о

Расселение восточных славян Верования славян-язычников Арабские источники о молитве славян Сведения из
язычестве у древних славян
«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян

«Повесть временных лет» о происхождении славян
Единство рода человеческого
Славяне в начале христианской эры
Как называли славян другие народы
Предположения о происхождении именования славян
Как прославились славяне в Византии

План

Тесты

Слайд 3

«Повесть временных лет» о происхождении славян

«Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала

«Повесть временных лет» о происхождении славян «Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда
внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.

Васнецов В.М. Нестор-летописец

Слайд 4

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская
история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».

М.В. Ломоносов
Л.С. Миропольский

Слайд 5

Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или

Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или «переданное». Васнецов В.М. Баян
«переданное».

Васнецов В.М. Баян

Слайд 6

Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и

Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и
как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.

Борис Ольшанский. Вещее предание.

Слайд 7

Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную

Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную
библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.

Слайд 8

Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов

Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов
по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками».

Единство рода человеческого

Всемирный потоп

Слайд 9

Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух

Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух
язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны.

Ной

Слайд 10

Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна

Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна
из этих ветвей — земля Русская! Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?».

Слайд 11

Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и

Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и
говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета, живущее в северных странах».

Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни

Слайд 12

Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и

Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и
другие - происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.

Слайд 13

Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет»,

Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет»,
которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.

Славяне в начале христианской эры

Слайд 14

Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове

Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове
о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.

Слайд 15

Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять

Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять
древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства.

Слайд 16

Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той

Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той
части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.

Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева

Слайд 17

«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же

«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же
находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.

Слайд 18

Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки

Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки
стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.

Как называли славян другие народы

Слайд 19

Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие

Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие
славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.

Слайд 20

Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или

Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?
родственными славянам народами?

Слайд 21

Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто

Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто
не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?

Слайд 22

В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть

В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени
неложное доказательство величества и древности» славян.

Слайд 23

О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование

О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование
славян от слова «славящиеся», то есть «прославившиеся своими подвигами».

Предположения о происхождении именования славян

Слайд 24

По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны.

По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны.
«Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении».

Святогор и Кузнец судьбы

Слайд 25

Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается

Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается
из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало «послы», и «вене» - «представители народа вене», то есть венеды. Следовательно, славяне - это послы венедов.

Слайд 26

Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне

Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне
приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI–X веках.

А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»

Слайд 27

Вольга Всеславович

«Слыть» или «прослыть» означает «быть или стать известным, славиться или прославиться».

Вольга Всеславович «Слыть» или «прослыть» означает «быть или стать известным, славиться или
Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» — «славиться»? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.

Слайд 28

Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром»,

Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром»,
приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского.

Как прославились славяне в Византии

Слайд 29

«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и

«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и
оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща...

Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода

Слайд 30

«А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да

«А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да
и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...»

Поселение славян

Слайд 31

«Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но

«Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но
и в простоте они сохраняют гуннский нрав».

Слайд 32

Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они

Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они
берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле.

Слайд 33

Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь

Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь
всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».

Слайд 34

Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.

Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.

Слайд 35

«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских

«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских
народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».

Расселение восточных славян

Слайд 36

Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и

Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и
сели по Днепру, и назвались полянами».

Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди

Слайд 37

«…а другие — древлянами, потому что сели в лесах…»

«…а другие — древлянами, потому что сели в лесах…»

Слайд 38

«…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»

«…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»

Слайд 39

«…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

«…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,
по имени Полота, от нее и получили название полочане…»

Слайд 40

«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем —

«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем —
славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень

Слайд 41

«А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и

«А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами».
назвались северянами».

Слайд 42

«И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась

«И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
славянская».

Слайд 43

Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

Слайд 44

Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого

Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого
летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.

Слайд 45

Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев —

Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев —
стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».

Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева

Слайд 46

Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно

Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно
то, что у славян богатая и славная история.

В. Васнецов. Богатыри

Слайд 47

Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях

Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях
различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.

Верования славян-язычников

Слайд 48

Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие

Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие
религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.

Слайд 49

О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями

О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями
других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).

Слайд 50

Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и

Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и
стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Слайд 51

Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было

Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было
присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.

Слайд 52

Арабские источники о молитве славян

Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних

Арабские источники о молитве славян Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву
славян-язычников. «Все они (славяне) - идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».

Слайд 53

Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть,

Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть,
такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.

Слайд 54

Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда

Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда
историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».

Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян

РОД - сущий, единый, прародитель богов и творец мира

Слайд 55

В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего

В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего
сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.

Слайд 56

В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли

В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли
отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.

Слайд 57

В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о

В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о
древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».

Слайд 58

Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных

Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных
славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.

Приношение духам реки В.Иванов

Слайд 59

Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,

Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,
устраивали ритуальные пиршества.

«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян

Слайд 60

Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил

Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил
на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».

Слайд 61

Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы

Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.
своим идолам.

Слайд 62

Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне,

Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне,
убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну, говорит о том, что человеческие жертвоприношения не были обычным явлением на Руси.

В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве

Слайд 63

Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило

Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило
кротких полян скорее принять христианство.

Слайд 64

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ

Слайд 65

Вопрос: Какие наименования, приведенные в списке, относятся к устным источникам?

Внимательно прочитайте вопрос

Вопрос: Какие наименования, приведенные в списке, относятся к устным источникам? Внимательно прочитайте
и отметьте правильные ответы

5. Сказание

2. Житие

1. Предание

3. Былина

4. Летопись

6. Берестяная грамота

Слайд 66

Вопрос: Какое слово в списке лишнее?

3. Передача

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный

Вопрос: Какое слово в списке лишнее? 3. Передача Внимательно прочитайте вопрос и
ответ

2. Передать

4. Предсказать

1. Предание

Слайд 67

Вопрос: Согласно Нестору-летописцу славяне ведут свое происхождение от одного из сыновей Ноя.

Вопрос: Согласно Нестору-летописцу славяне ведут свое происхождение от одного из сыновей Ноя.
Как его звали?

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ

2. Сим (ему достались восточные страны).

3. Иафет (ему достались западные и северные страны).

1. Хам (ему достались южные страны).

Слайд 68

Вопрос: Все древние народы селились по рекам. Славяне также не были исключением.

Вопрос: Все древние народы селились по рекам. Славяне также не были исключением.
Определите, какие из славянских племен селились по Дунаю (1), Днепру (2), около озера Ильмень (3).

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы

2

3

1. Болгары

1

2. Моравы

2

3

1

3. Поляне

1

3

2

4. Древляне

1

3

2

5. Дреговичи

1

3

2

6. Полочане

1

3

2

7. Словене

1

2

3

8. Северяне

1

3

2

9. Сербы

2

3

1

Слайд 69

Вопрос: Славяне были язычниками. В честь своих богов они приносили жертвы. Какие

Вопрос: Славяне были язычниками. В честь своих богов они приносили жертвы. Какие
жертвоприношения славян описали древние историки?

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы

3. Возводили статуи богов.

1. Топили и резали петухов.

2. Иногда приносили в жертву людей.

4. Строили величественные храмы.

Рерих Н.К. Языческое святилищ

Слайд 70

Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура»
Православной общеобразовательной
школы-пансиона «Плёсково»
Московской области

Выполнила

Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсково» Московской
Рябчук С.М. для сайта
«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»
http//:svetoch.ucoz.ru
Имя файла: Презентация-на-тему-Славяне-в-древности-.pptx
Количество просмотров: 377
Количество скачиваний: 0