Слайд 4К.Е.МАКОВСКИЙ
ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ С СНОПОМ
Слайд 5Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое
название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Слайд 7ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на
две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни — к свадьбе, похоронам. В обрядовой поэзии сохранилось очень много следов глубокой старины.
Слайд 8Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку
последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Слайд 9В этой области русской поэзии ярче всего сказалось смешение двух культур —
языческой и христианской, т.-е. «двоеверие». Языческий быт постепенно должен был применяться к быту христианскому. В частности, языческие празднества должны были слиться с праздниками церковными; календарь первобытный смешался с календарем византийским.
Слайд 10Календарные обрядовые песни делятся на:
Зимние Святочные песни (колядки).
Масленичные песни.
Весенние песни (заклички).
Летние
семицкие песни (троицкие).
Песни жатвы (осенние).
Слайд 13Что такое колядки?
Колядки – святочные народные песни у славян. В них прославляется
рождение Христа Спасителя, а также возносят хвалу Божией Матери, ангелам, пастухам, первым возвестившим миру о рождении Иисуса. Колядующие желают всем в своих песнях мира, добра, благополучия и принимают угощение.
В дохристианские времена коляда был праздник новолетия.
Слайд 17Колядки
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас
с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Слайд 18Коляда, коляда…
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим,
троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
Слайд 19Весенние обрядовые песни
Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев,
белорусов, русских и др. народов.
К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.
Слайд 21Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде
местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).
Слайд 2222 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день
прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…
Слайд 26Масленичные песни
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после
принятия христианства.
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища.
Слайд 27Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение.
Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой недели имеют свои особые названия: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "широкий" ("широкая Масленица"), пятница – "тещины вечеринки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "прощеный день" (проводы).
Слайд 29
МАСЛЕНИЦА - ОБМАНЩИЦА
(кричалка во время сжигания масляничного чучела)
Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела, Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну, Присылай Весну!
Прощай, Масленица! / 3 раза
Слайд 30
ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ
А мы Масленицу дожидаем, дожидаем.
Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.
Сыр и
масло в глаза увидаем, увидаем.
Наша Масленица годовая, годовая.
Она гостенька дорогая, дорогая.
Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.
Всё на команях разъезжает, разъезжает.
Уж ты, Масленица, кривошейка, кривошейка,
Ой, и встретим тебя хорошенько, хорошенько.
Слайд 31Летние (семицкие ) песни
Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели
назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.
Слайд 33Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды, девушки
шли в лес.
Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая».