Презентация по картине И.И. Шишкина «Зима»

Содержание

Слайд 2

Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и

Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и
гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю - прим. авт. сайта) января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.

Слайд 3

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал
рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, чрез что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб.
В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика.

Биография художника

Слайд 4

За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в

За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в
этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь".
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г

Слайд 5

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их
с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.

Слайд 6

Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче

Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче
ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей имп. Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
А. Беггров, в 1884 - 85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.
Впоследствии оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкою нескольких других офортов, в виде нового альбома г. Марксом. - Ср. Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Шишкина. " (СПб.,. 1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Шишкина." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв." (т. II, СПб., 1885)

Слайд 7

Картины И.И. Шишкина
Утро в сосновом лесу (Медведи)
Дубы
Корабельная роща
Дубы в

Картины И.И. Шишкина Утро в сосновом лесу (Медведи) Дубы Корабельная роща Дубы
старом Петергофе
Золотая осень
Папоротники в лесу
Лесное кладбище
На севере диком. На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сосна"
Дубы
Дубовая роща
Сосновый бор. Мачтовый лес в вятской губернии
Дубки
Зима
Лес вечером
Рожь
Лесные дали

Слайд 8

Картина И.И Шишкина «Зима»

Картина И. И. Шишкина «Зима» написана в 1890 году.

Картина И.И Шишкина «Зима» Картина И. И. Шишкина «Зима» написана в 1890
Это был отдельный этап в творчестве уже зрелого пейзажиста. В этот период жизни художник обратился к теме, которая раньше его не занимала, - к изображению зимнего оцепенения природы.

Слайд 9

О картине «Зима»

Вероятно, виной этому был поиск художником новых сюжетов и приемов

О картине «Зима» Вероятно, виной этому был поиск художником новых сюжетов и
письма. В полотне «Зима» живописец решает сложную задачу – передачу едва заметных движений природы с помощью оттенков белого цвета.
Зимний лес скован морозом, он застыл и как будто окаменел. С большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.
Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.
С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника. Редкий в творчестве Шишкина зимний пейзаж. Как всегда, художник, работая с натуры, сделал много эскизов зимнего леса.

Слайд 10

Картина очень интересная. Когда смотришь на неё, передний и задний план сливаются.

Картина очень интересная. Когда смотришь на неё, передний и задний план сливаются.
Вроде бы изображены деревья, но взгляд уходит все вглубь и вглубь картины, натыкаясь на очередные стволы деревьев, мы как бы ищем путь, сквозь этот лесной массив. Кажется, что вы идёте по этому лесу и заранее ищите себе дорогу.
Итак, наступило время поговорить о переднем плане, хотя и о заднем тоже, ведь, как я уже сказал, они сливаются. Сразу бросаются в глаза стволы старых и поваленных деревьев, которые лежат под белоснежной массой снега. Посмотрев на все это, становится ясно, что здесь не ступала нога человека, нет ни следов, ни каких-либо других признаков. Лишь старые деревья лежат, давая хорошую почву и место для совсем ещё нового и молодого поколения. Видно, как молодые ели пробивались сквозь своих мудрых предшественников, но их тоже завалило снегом, остановив ненадолго рост и развитие молодых деревьев.

Слайд 11

Впечатляют огромные кучи снега, которые зацепившись, лежат на ветках. Деревьям, наверное,

Впечатляют огромные кучи снега, которые зацепившись, лежат на ветках. Деревьям, наверное, очень
очень тяжело своими могучими ветвями удерживать снег, вот они и стоят, но не прогнулись их стройные стволы, лишь слегка ветви опустились. Это только до поры до времени, вместе с первыми лучами весеннего солнца, деревья расцветут, поднимутся во весь свой рост, раскинул ветви во всю ширь, и будет человек поражаться такой красоте.
Если честно, то я завидую автору. Вы спросите, почему? Просто потому, что ему удалось побывать в таком необычайно красивом месте, увидеть такую красоту и дать возможность нам увидеть её, сохранив этот образ у себя в голове, а затем умело перенеся его на полотно. Думаю, у Ивана Шишкина получилось это как нельзя лучше, ему удалось поразить нас, с точностью передав всю красоту русских лесов и просторов, которые мы так любим, но, увы, частенько не замечаем.

Слайд 12

«На севере диком»

на

«На севере диком» на

Слайд 13

«Первый снег»

«Первый снег»

Слайд 14

«Ручей в Березовом лесу»

«Ручей в Березовом лесу»

Слайд 15

«Перед гразой»

«Перед гразой»

Слайд 16

«Сестрорецкий бор»

«Сестрорецкий бор»

Слайд 17

«Лесной пейзаж с цаплями» 1890г

«Лесной пейзаж с цаплями» 1890г

Слайд 18

«На даче»

«На даче»

Слайд 19

«Золотая осень»

«Золотая осень»

Слайд 20

«В лесной глуши»

«В лесной глуши»

Слайд 21

«Лесное кладбище»

«Лесное кладбище»

Слайд 22

«Дубы в старом Петергофе»

«Дубы в старом Петергофе»

Слайд 23

«Сосновый бор»

«Сосновый бор»

Слайд 24

«Пруд в старом парке». 1898

«Пруд в старом парке». 1898

Слайд 25

«Рожь»

«Рожь»

Слайд 26

«Дубы» (1887)

«Дубы» (1887)
Имя файла: Презентация-по-картине-И.И.-Шишкина-«Зима».pptx
Количество просмотров: 323
Количество скачиваний: 1