Презентация "Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова)" - скачать презентации по МХК

Содержание

Слайд 2

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества Христова)

МосквеМоскве — кафедральный соборМоскве — кафедральный

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества Христова) МосквеМоскве — кафедральный соборМоскве
собор Русской Православной ЦерквиМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от КремляМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-рекиМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее ЧертольемМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-хМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX векеМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеровМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армииМоскве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение РоссииОригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».[1].[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона.[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября.[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года.[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая.[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря5 декабря 1931 года5 декабря 1931 года здание5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 19945 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Слайд 3

Архитектура и убранство храма

Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10

Архитектура и убранство храма Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на
000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крестХрам — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский соборХрам — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиляХрам — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. РосписьХрам — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Слайд 4

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в

Исторический очерк Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся
знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольскихИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав МудрыйИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в КиевеИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию КиевскуюИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегамиИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвыИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой БогородицыИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками МамаяИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия БлаженногоИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией МатериИдея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Слайд 5

Первый проект: Карл Витберг

25 декабря25 декабря 1812 года25 декабря 1812 года, когда

Первый проект: Карл Витберг 25 декабря25 декабря 1812 года25 декабря 1812 года,
последние наполеоновские солдаты25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.— Александр I

Слайд 6

В 1814 годуВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение

В 1814 годуВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение
10-12 лет соорудить кафедральный соборВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторовВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как ВоронихинВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, КваренгиВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, СтасовВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса ВитбергаВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масонаВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранинаВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководца. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в ПравославиеВ 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководца. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Слайд 7

12 октября12 октября 1817 года12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода

12 октября12 октября 1817 года12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода
французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).
По восшествии на престол Николая IПо восшествии на престол Николая I в 1825 годуПо восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 годуПо восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с ГерценомПо восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думахПо восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в ПермиПо восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Слайд 8

Второй проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 годуНового конкурса

Второй проект: Константин Тон Нового конкурса не проводилось, и в 1831 годуНового
не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина ТонаНового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийскийНового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка)Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырьНового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.
Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Слайд 9

Сооружение храма

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сраженияТоржественная закладка собора

Сооружение храма Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сраженияТоржественная закладка
произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 годаТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 годаТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 годуТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 годуТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. СуриковТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. КрамскойТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. ВерещагинТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художествТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефнымиТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторыТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. ИвановТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. РомазановТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. ЛогановскийТоржественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов.
26 мая (7 июня26 мая (7 июня) 1883 года26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым)26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.
Архитектурно-художественное достоинство храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Слайд 10

Жизнь храма до 1931 года

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением

Жизнь храма до 1931 года Деятельность в храме очень скоро стала заметным
в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.
За год до освящения, 20 августаЗа год до освящения, 20 августа 1882 годаЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 годаЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года ЧайковскогоЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с НаполеономЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хорЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентовЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. АрхангельскийЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. ЧесноковЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. КастальскогоЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора ШаляпинаЗа год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

Слайд 11

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня
преставления Сергия РадонежскогоВ храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома РомановыхВ храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру IIIВ храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу ГоголюВ храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество ХристовоВ храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.
КлючарёмКлючарём храма с августа 1917Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 годуКлючарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий.
С 1922 годаС 1922 года храм оказался в ведении обновленческогоС 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита АнтонинаС 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 годуС 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Слайд 12

Воссоздание

В конце 1980-х годовВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание

Воссоздание В конце 1980-х годовВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за
храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаянияВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабряВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 годуВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фондВ конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.
Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупцииСтроительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями.

Слайд 13

Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в

Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в
Донском монастыреПод его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефыПод его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титанаПод его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала Под храмом Господним была размещена подземная парковка . Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

Слайд 14

6 (19) августа6 (19) августа 1996 года6 (19) августа 1996 года, в день Преображения6 (19) августа

6 (19) августа6 (19) августа 1996 года6 (19) августа 1996 года, в
1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря31 декабря 1999 года31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 631 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.
19 августа19 августа 2000 года19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском .
СобореСоборе Русской ЦерквиСоборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьиСоборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые, что совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона

Слайд 15

Современная жизнь храма

В 2004В 2004 в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор

Современная жизнь храма В 2004В 2004 в зале церковных соборов прошёл Архиерейский
РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.
2424-25 апреля24-25 апреля 2007 года24-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным24-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 199724-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 писатель Владимир Солоухин.
29 апреля29 апреля 2007 года29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.
17 мая17 мая 2007 года17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ.
7 ноября7 ноября 2007 года7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева.

Слайд 16

9 декабря9 декабря 2008 года9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание9 декабря

9 декабря9 декабря 2008 года9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание9 декабря
2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
27 января27 января 2009 года27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
1 февраля1 февраля 2009 года1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
3 июля3 июля 2009 года3 июля 2009 года здесь состоялось отпевание3 июля 2009 года здесь состоялось отпевание русской3 июля 2009 года здесь состоялось отпевание русской певицы Людмилы Зыкиной.
28 августа28 августа 2009 года28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание советского28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание советского и русского28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание советского и русского писателя Сергея Михалкова.
8 декабря8 декабря 2009 года8 декабря 2009 года состоялось отпевание советского8 декабря 2009 года состоялось отпевание советского актёра Вячеслава Тихонова.

Слайд 17

Нынешний статус

Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает

Нынешний статус Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается
доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.
В храме действует музейВ храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.
14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС.
В церковно-административном отношении, Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Слайд 18

Образ храма в культуре

В романе М. А. БулгаковаВ романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»В романе

Образ храма в культуре В романе М. А. БулгаковаВ романе М. А.
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.
В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:
Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор.
Имя файла: Презентация-"Соборный-храм-Христа-Спасителя-(собор-Рождества-Христова)"---скачать-презентации-по-МХК.pptx
Количество просмотров: 1787
Количество скачиваний: 40