Слайд 2Цели урока :
Создать у учащихся представление о
художественном промысле в России
во
второй половине 19 века .
Пробудить у учащихся чувство любви и
интереса к отечественной культуре .
Слайд 3 Введение
Вторая половина 19 века с ее выстав -
ками , ярмарками ,стала
временем воз-
рождения интереса к древним полузабы
тым русским ремеслам .Изделия народ-
ных мастеров из предметов повседнев-ного быта превращаются в произведе-
ния искусства . Это относится к таким
видам ремесел , как вышивка , керамика ,
художественная обработка металла , камня ,
дерева , кости . В это время в России складываются
или возрождаются художественные школы , получив
шие мировую известность .
Слайд 6 Дымковская игрушка
В слободе Дымково близ Вятки , где женщи-
ны с давних
пор были заняты изготовлением , глиняных свистулек в виде коней , всадников, птиц ,
сохранился художественный промы-
сел по изготовлению детских глиняных игру-
шек , раскрашенных яркими красками .Дымковские «барыни « , «няньки « , с пышными
воротниками и оборками , яркими юбками
пользовались большой популярностью на
ярмарках , перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного
искусства .
Слайд 8КУКЛЫ -МАТРЕШКИ
В конце 19 века в мастерской
Московского губернского земства в Троицко-
Сергиевом
Посаде появился промысел ,
изделия которого стали символом народной России –деревянные куклы – матрешки .
Разъемные расписные матрешки быстро завое-
вали популярность .В 1900 г. Русская матрёшка
была показана на Парижской всемирной выставке , и мастерская стала выполнять заказы не только для России , но и для других стран .
Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок .
Слайд 11 ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном
мастерстве
резчиков набойных досок , с кото
рых печатается на ткани рисунок. В росписи
павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды .Преобладает
молочно –белый , чёрный ,красный ,темно-
синий, вишневый фон .
Слайд 13 СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА
Глиняная посуда в местах , где позднее
появился город Скопин ,
делалась ещё во времена Киевской Руси .Но во второй полови
не 19 века в Скопине появилась отрасль,
прославившая его далеко за его пределами,-
производство глазурованных фигурных сосу-
дов ,подсвечников ,украшенных сложной леп-
ниной ,выполненных в виде диковинного зве-
ря или с фигурами птиц , рыб и животных.
Слайд 17 ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА
Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком
на белом фоне и полны народного юмора фигурки – статуэтки ,выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских
Легенда гласит, что появление
этого уникального промысла связано с церковным
расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец
который , прячась от преследователей,
ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую , в которой изготовлял деревянные
чаши ,похожие на золотые. А когда преследователи
приблизились к его укрытию ,собрал он местных деревенских мужиков , передал им свои секреты ,отдал краски и кисти и
скрылся .
Слайд 19 ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Вологда всегда была одним из центров
русского кружевоплетения , а в
19 веке
стала самым знаменитым . Вологодские кружева напоминают узоры инея на стекле , или тончайшую паутину , которая порвется от мельчайшего дуновения ветерка .
В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками « .
Слайд 25 БЕРЕСТА
В 19 веке на хлебницах , ковшах появляется изображение крестьянских
домов,
посиделок , чаепитий .Все фигуры выполнены крупно ,одного размера. Это характерная черта народного искусства , в которой размером подчёркивается значимость
персонажей .