Слайд 2План:
Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси;
Влияние Христианской веры на развитее
педагогических традиций;
Развитие педагогических традиций.
Слайд 3Список литературы:
1.Джуринсий А.Н. История педагогики. – М.: Владос,1999.- 432с.
2.История педагогики и образования.
Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008.- 432с.
3.История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А.И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.
4.Константинов Н.А. История педагогики. - М.: Просвещение,1982.-447с.
5.Латышина Д.И. История педагогики.- М.: Форум,1998.- 584с.
Слайд 4Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси
Слайд 5За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою
культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
Слайд 6 Труд- основа жизни славян.
Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали
трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Слайд 7Первые нравственные заповеди детства:
-почитание старших;
- главенствующая роль отца;
-уважение к матери;
-осознание сыновнего долга;
-обязанность
беречь достоинство;
- быть благодарным людям.
Слайд 8Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций
Слайд 9Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси
988г.). Она определила нравственный характер народной жизни.
Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Слайд 10Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и
научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.
Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях.
В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Слайд 11Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.
Внутреннее устройство школ и
училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.
Слайд 12Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
Учитель был не то, что
специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник.
Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Слайд 13Развитие педагогических традиций
Слайд 14Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух
русских людей.
Слайд 15В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в
русских людях бодрость и надежду на спасение.
С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Слайд 16Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше
и больше усваивала черты азиатских нравов.
Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.
В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
Слайд 17Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В
1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.
Слайд 18Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
-по всем городам ставить грамотных
и нравственно-благонадёжных священников, и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;
-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
Слайд 19В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая
типография в Москве.
Слайд 20Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных
норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
Слайд 21С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения
русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму.
Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Слайд 22Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы)
и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Слайд 23Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в
1580 году.
В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
Слайд 24В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма»
при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.
Слайд 25В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу
с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь).