Слайд 2 В первой по хронологическому порядку главе “Тамань” возникает романтический образ моря. Романтической
традицией является и изображение морской стихии, бури, шторма на какое-то время судьба самого главного героя оказывается во власти водной бездны.
Слайд 3 Великолепными романтическими пейзажными зарисовками изобилует и глава “Бэла”, первая по сюжетному порядку.
Здесь Лермонтов проявляет себя как истинный художник и мастер слова: картины природы поражают своей живостью и яркостью. Собственно, роман начинается с описания Койшаурской долины: “Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов...”
Слайд 4 Суровая и прекрасная природа Кавказа создает романтическое настроение еще и благодаря скрывающимся
в ней опасностям: так, переезд через Крестовый перевал в непогоду автор описывает во всех леденящих душу подробностях; живо представляется “пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки”.
Слайд 5 Когда в 1840 году вышло первое отдельное издание “Героя нашего времени”, Белинский
отозвался о нем так: “Дьявольский талант!” Роман вызвал бурю споров и дискуссий о проблеме личности, об образе Печорина, его нравственности, характерности или нехарактерности; роман хвалили, ругали, сокращали и защищали, но никто не мог оспорить совершенство художественной формы, литературной ценности произведения. Великолепное и мастерское использование слова в создании пейзажных зарисовок, тщательно продуманное размещение описаний природы в ткани романа — вот что, в частности, делает “Героя нашего времени” шедевром русской и мировой литературы.