Программирование на языке Паскаль. Введение

Содержание

Слайд 2

Алгоритм

Свойства алгоритма
дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
понятность: должен включать только команды, известные

Алгоритм Свойства алгоритма дискретность: состоит из отдельных шагов (команд) понятность: должен включать
исполнителю (входящие в СКИ)
определенность: при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат
конечность: заканчивается за конечное число шагов
массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных

Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.

Слайд 3

Программа

Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования, набор команд для

Программа Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования, набор команд
компьютера

Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер.
откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?

1970 – язык Паскаль (Н. Вирт)

Оператор – это команда языка программирования высокого уровня.

Слайд 4

Простейшая программа

program qq;
begin { начало программы }
end. { конец программы }

комментарии в

Простейшая программа program qq; begin { начало программы } end. { конец
фигурных скобках не обрабатываются

название программы

Слайд 5

Вывод текста на экран

program qq;
begin
write('2+'); { без перехода }
writeln('2=?'); {

Вывод текста на экран program qq; begin write('2+'); { без перехода }
на новую строку}
writeln('Ответ: 4');
end.

Протокол:
2+2=?
Ответ: 4

Слайд 6

Переменные

Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.

Протокол:
Введите два

Переменные Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. Протокол:
целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

компьютер считает сам!

Слайд 7

Программа

program qq;
begin
{ ввести два числа }
{ вычислить их сумму }

Программа program qq; begin { ввести два числа } { вычислить их
{ вывести сумму на экран }
end.

Псевдокод: алгоритм на русском языке с элементами Паскаля.

Слайд 8

Переменные

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно

Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной
изменять во время работы программы.

a

Значение

Имя

Другой тип данных

Слайд 9

Имена переменных

В именах МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z)
цифры
знак подчеркивания _

заглавные и строчные буквы

Имена переменных В именах МОЖНО использовать латинские буквы (A-Z) цифры знак подчеркивания
не различаются

В именах НЕЛЬЗЯ использовать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки +, =, !, ? и др.

имя не может начинаться с цифры

Какие имена правильные??
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

Слайд 10

Переменные

Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…

Объявление переменных:

var a, b, c: integer;

Выделение

Переменные Типы переменных: integer { целая } real { вещественная } и
места в памяти

variable – переменная

тип – целые

список имен переменных

Слайд 11

Как записать значение в переменную?

a := 5;

Оператор присваивания

5

Оператор – это команда языка

Как записать значение в переменную? a := 5; Оператор присваивания 5 Оператор
программирова-ния (инструкция).
Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную.

Слайд 12

Линейный алгоритм

Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна

Линейный алгоритм Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно
за другой.
Задача: составить программу вычисления суммы двух целых чисел.

Слайд 13

Блок-схема линейного алгоритма

начало

конец

c := a + b;

ввод a, b

вывод c

блок «начало»

блок «ввод»

блок

Блок-схема линейного алгоритма начало конец c := a + b; ввод a,
«процесс»

блок «вывод»

блок «конец»

Слайд 14

Как ввести значение с клавиатуры

read ( a );

Оператор ввода

5

Как ввести значение с клавиатуры read ( a ); Оператор ввода 5

Слайд 15

Ввод значений двух переменных

через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

read ( a, b );

Ввод

Ввод значений двух переменных через пробел: 25 30 через Enter: 25 30
значений двух переменных (через пробел или Enter).

Слайд 16

Оператор вывода

{ вывод значения переменной a}

{ вывод значения переменной a и переход

Оператор вывода { вывод значения переменной a} { вывод значения переменной a
на новую строчку}

{ вывод текста }

{вывод текста и значения переменной c}

write( a );

writeln( a );

writeln( 'Привет!' );

writeln( 'Ответ: ', c );

writeln ( a, '+', b, '=', c );

Слайд 17

Сложение двух чисел

Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их

Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран
сумму.

Простейшее решение:

program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

Слайд 18

Полное решение

program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read

Полное решение program qq; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два
( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

Слайд 19

Как изменить значение переменной?

program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 5;
b

Как изменить значение переменной? program qq; var a, b: integer; begin a
:= a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
b := b + 1;
end.

a

?

5

5

b

?

5+2

7

a

5

7*4

28

Пример:

b

7

7+1

8

Слайд 20

Арифметические операции

+ сложение – вычитание
* умножение / деление
div деление нацело (остаток отбрасывается)
mod

Арифметические операции + сложение – вычитание * умножение / деление div деление
остаток от деления

var a, b: integer;
begin
a := 7*3 - 4; { 17 }
a := a * 5; { 85 }
b := a div 10; { 8 }
a := a mod 10; { 5 }
end.

Слайд 21

program qq;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a := 5;

program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a :=

10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.

Какие операторы неправильные?

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную

Слайд 22

Порядок выполнения операций

вычисление выражений в скобках
умножение, деление, div, mod слева направо
сложение и

Порядок выполнения операций вычисление выражений в скобках умножение, деление, div, mod слева
вычитание слева направо

z := (5*a+c)/a*(b-c)/ b;

x:=(5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

1 2 4 5 3 6

2 3 5 4 1 10 6 9 8 7

Слайд 23

Ручная прокрутка программы

program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 5;
b :=

Ручная прокрутка программы program qq; var a, b: integer; begin a :=
a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
end.

Слайд 24

Вывод целых чисел

program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 15;
b :=

Вывод целых чисел program qq; var a, b: integer; begin a :=
45;
writeln ( a, b );
writeln ( a:4, b:4 );
end.

15 45

1545

Слайд 25

Вывод вещественных чисел

program qq;
var x: real;
begin
x := 12.345678;
writeln ( x

Вывод вещественных чисел program qq; var x: real; begin x := 12.345678;
);
writeln ( x:10 );
writeln ( x:7:2 );
end.

12.35

всего символов

всего символов

в дробной части

1.23E+001

1.234568E+001

1,234568∙101

Имя файла: Программирование-на-языке-Паскаль.-Введение.pptx
Количество просмотров: 235
Количество скачиваний: 0