Пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Содержание

Слайд 2

..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих:

..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих:
читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. В.Белинский

Слайд 3

Какой тонкий, насквозь современный образ!
Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного

Какой тонкий, насквозь современный образ! Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного
взгляда?
Какая мысль вынашивается за этим ясным, но непроницаемым лбом?
Портрет Гоголя работы В.Горяева

Слайд 4

Дом на Никитском бульваре в Москве

Дом на Никитском бульваре в Москве

Слайд 5

Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя в доме на Никитском бульваре

Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя в доме на Никитском бульваре

Слайд 6

Основные вопросы при первом знакомстве с произвдением:
мотив путешествия,
название поэмы,
какое место занимает

Основные вопросы при первом знакомстве с произвдением: мотив путешествия, название поэмы, какое
образ автора в поэме.

Слайд 7

К истокам гоголевского замысла.

"Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня

К истокам гоголевского замысла. "Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для
тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
Гоголь Н.В.

Слайд 8

Кто же путешествует у Гоголя?

«Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей,

Кто же путешествует у Гоголя? «Что он не герой, исполненный совершенств и
это видно. Кто же он?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
ЧИЧИКОВ. Рис. Боклевского

Слайд 9

Из письма Гоголя Жуковскому:

"Мертвые..." текут живо, свежее и бодрее... и мне совершенно

Из письма Гоголя Жуковскому: "Мертвые..." текут живо, свежее и бодрее... и мне
кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы - словом, вся православная Русь... Огромно велико мое творение... Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками".

Слайд 10

«Странные герои»

«Странные герои»

Слайд 11

"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"

Слайд 12

Название поэмы

"Мертвые души - это заглавие само носит в себе что-то наводящее

Название поэмы "Мертвые души - это заглавие само носит в себе что-то
ужас. И иначе он не мог назвать: не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы... - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
А.И. Герцен

Слайд 13

Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь

Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь сам
сам нарисовал обложку.
Где же здесь положительное начало - то, которое Герцен назвал "реалистической основой" для веры в будущее?
Оно связано с жанровым обозначением книги.
"Не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою", - писал Белинский.

Слайд 14

"И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с

"И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими
моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"

Слайд 15

Традиция острой, бескомпромиссной правды.
"...Если сказать напрямик, то он <автор> не имеет

Традиция острой, бескомпромиссной правды. "...Если сказать напрямик, то он не имеет обыкновения
обыкновения смотреть по сторонам, когда пишет.
Если и подымет глаза, то разве только на висящие перед ним на стене портреты Шекспира, Ариоста, Фильдинга, Сервантеса, Пушкина, отразивших природу таковою, как она была, а не каковою угодно некоторым, чтобы была".

Слайд 16

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого
душевного кризиса, Гоголь сжег беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь.

Слайд 17

«Самосожжение Гоголя» И. Репин

«Самосожжение Гоголя» И. Репин

Слайд 18

Заключение

Путешествие автора "об руку" с его "странными героями" осталось незавершенным, последнее

Заключение Путешествие автора "об руку" с его "странными героями" осталось незавершенным, последнее
слово автора - невысказанным.
Однако в нашем распоряжении первый том "Мертвых душ" - одна из глубочайших книг русской и мировой литературы.
Обратимся к эпиграфу урока. Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения".
Будем же с вами считать, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!
Имя файла: Пролог-к-изучению-поэмы-Н.В.-Гоголя-«Мертвые-души».pptx
Количество просмотров: 167
Количество скачиваний: 0