Слайд 2Понятие «культура» — центральное в культурологии. Этот термин впервые появился в латинском
языке. Поэты и ученые Древнего Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в значении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улучшать.
Слайд 3Культура представляет собой сложное полисистемное образование, охватывающее все сферы жизни общества. В значительной
степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена.
Слайд 4Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257
определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли.
Слайд 5Каждое из многочисленных определений культуры отражает состояние той культуры, в которой жил
культуролог, а также - определённый подход исследователя, обусловленный уровнем развития культурологического знания того времени, в котором творил учёный, и его научными интересами. И всё же анализ многих научных определений позволяет выявить хотя бы некоторые основные признаки культуры, что и сделали А. Крёбер и К. Клакхон.
Слайд 6Общие признаки культуры
(по Креберу и Клакхону)
1) Культура – это то, что отличает
человека от животных, и то, что свойственно человеку и человеческому обществу; культура – явление общественное.
2) Культура - это то, что не передается биологически, а предполагает передачу значимой для людей информации посредством обучения. Она является формой трансляции социального опыта.
3) Культура передаётся при помощи знаков, символических форм и систем (языка, произведений искусства, орудий труда), связана с идеями. Люди сознательно создают и воспринимают феномены культуры.
Слайд 7Слово «культура» имеет в обыденном языке два значения. Один смысл этого слова
— общезначимый опыт жизнедеятельности людей. Другой — совокупность всех явлений, в которых воплощен и закреплен этот социально значимый опыт. Первое понятие выражает сущность культуры, второе —ее внешнее проявление. Эти два понятия культуры вообще неразрывно связаны, но никогда полностью не совпадают
Слайд 8Вообще нет явлений культуры, которые были бы только явлениями культуры и ничем
другим. Поэтому любые попытки выделить явления культуры в особую самостоятельную область, противостоящую социальным явлениям и обществу в целом, несостоятельны. Явления культуры не составляют особой субстанции. Всех их объединяет только одно — все они являются носителями общезначимого опыта
Слайд 92 подхода к культуре
1.Аксиологический - акцентирует внимание на достоинствах человека, на
том, что способствует его культурному развитию.
2.Антропологический – означает, что культура – это мир человека. Мир человека включает в себя все стороны человеческого бытия, всё, что отличает жизнь человека, человеческого общества от жизни природы.
Слайд 10Функции культуры
1. адаптивная функция;
2. интегративная функция;
3. коммуникативная функция;
4. функция социализации;
5. компенсаторная
и игровая функции.
Слайд 11Ф. Боас
Стал основоположником культурной антропологии в США - комплексного изучения феномена
человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания.
Слайд 12Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и
природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:
взаимодействие культуры и природы;
взаимодействие культуры и общества;
взаимодействие культуры и личности;
взаимодействие между культурами.
Слайд 13Л. Уайт
американский антрополог, первым употребивший в 1949 году термин "культурология". Он
дал методологическое обоснование и определил границы культурологии. Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, но и как символы, носители вложенного в них смысла.
Слайд 14Морфология культуры
это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество
концепций, структурирующих культуры по разным основаниям.