Прометей прикованный

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи работы

Целью данной работы является исследование трагедии Эсхила "Прикованный

Цели и задачи работы Целью данной работы является исследование трагедии Эсхила "Прикованный
Прометей", выяснение, чем является в данной трагедии героизм для Эсхила, в чем его смысл.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть праздники Диониса и происхождение трагедии;
- рассказать миф о Прометее;
-охарактеризовать сюжет произведения «Прометей прикованный»;
- изучить особенности сочувствия и осуждения Прометея героями
трагедии;
- рассмотреть причины вызова Прометея богам;
- охарактеризовать духовную силу Прометея, побеждающую
физическое страдание;
- ознакомиться с интерпретациями трагедии Эсхила в
изобразительном искусстве и музыке;
- выявить значение творчества Эсхила и образа Прометея.

Слайд 3

Эсхил – «отец трагедий»

Эсхила называют "отцом трагедии". Главная её особенность

Эсхил – «отец трагедий» Эсхила называют "отцом трагедии". Главная её особенность —
— величавость.
"Эсхил — творческий гений огромной реалистической силы, раскрывающий с помощью мифологических образов историческое содержание того великого переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества", - писал И.М. Тронский.
Драматург писал трагедии на темы, многие из которых не теряют актуальность и сейчас.

Слайд 4

Греческий театр. Праздники Диониса: происхождение трагедии и комедии

Происхождение греческой драмы — вопрос

Греческий театр. Праздники Диониса: происхождение трагедии и комедии Происхождение греческой драмы —
очень сложный и трудный. Те драматические произведения, которые дошли до нас, отличаются высокими художественными достоинствами.

Дионис — бог нового происхождения.
Дионис вначале выступает как бог производительных сил природы и, вероятно, только позднее — как бог винограда и виноделия. Культ Диониса возник на севере Греции, во Фракии, и в VIII—VII вв. до н. э. распространился по всей Греции.

Слайд 5

В честь Диониса справлялись несколько раз в году празднества. В древнейшее

В честь Диониса справлялись несколько раз в году празднества. В древнейшее время
время праздник Вакха справляли совсем просто, но достаточно весело.
На празднествах Диониса выступали ряженые: участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из этих сельских празднеств выросли драматические представления.
Сатировская драма — это пьеса с мифологическим содержанием, в которой комическое перемешано с трагическим и хора, состоящего из сатиров.

Слайд 6

Самое слово « трагедия » происходит из двух греческих слов: «трагос»—

Самое слово « трагедия » происходит из двух греческих слов: «трагос»— козел
козел и «одэ»— песнь, и обозначает, таким образом, «песнь козлов». Ведь спутниками Диониса были сатиры, составлявшие «козлиный» хор,— да и самого Диониса нередко изображали в виде козла.

Слово « комедия » также происходит из двух греческих слов: «комос» и «одэ». Словом «комос» греки обозначали шествие на сельском празднике в честь Диониса подвыпившей ряженой толпы, осыпающей шутками и насмешками прохожих.

Эволюция трагедии происходила так, замечает Аристотель: « Трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,— так как она произошла... из сатирического представления,— уже впоследствии достигла своего прославленного величия...».

Слайд 7

Прометей в древнегреческой мифологии.

Прометей в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат

Прометей в древнегреческой мифологии. Прометей в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный
Зевса. Мать Прометея - океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, или океанида Асия). Имя Прометей означает "мыслящий прежде", "предвидящий" (в противоположность Эпиметею, "мыслящему после", "крепкому задним умом") .

Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с "чудовищами прежних времён".

Слайд 8

Согласно Эсхилу, "все искусства у людей от Прометея ", причём, оказывается,

Согласно Эсхилу, "все искусства у людей от Прометея ", причём, оказывается, что
что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается.

Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий.

Слайд 9

Миф о Прометее

Прометей - мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».)

Миф о Прометее Прометей - мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».)
В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой.
Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит.

Слайд 10

Зевсов сын Геракл - убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то

Зевсов сын Геракл - убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то
Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви.

Слайд 11

У Фетиды родится сын сильнее своего отца Зевса и свергнет его: власти

У Фетиды родится сын сильнее своего отца Зевса и свергнет его: власти
Олимпийцев придет конец.
По этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Слайд 12

Сюжет произведения

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких

Сюжет произведения Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких
гор - может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса.
Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Палачи уходят.

Слайд 13

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу,
солнцу, земле и морю. Все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.
Является хор нимф - Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. С Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощен и мирно плещется по всем концам света. Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. И Хор поет скорбную песню.
В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса - царевна Ио, превращенная в корову. Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры.
Родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея против воли Зевса.

Слайд 15

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее.

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот
Вот идет слуга и вестник Зевса - бог Гермес. Прометей его презирает - и говорит: «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я - бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса».
Гермес исчезает, а Прометей восклицает:
Вот и впрямь вокруг задрожала земля,
И молнии вьются, и громы гремят…
О Небо, о мать святая, Земля,
Посмотрите: страдаю безвинно!
Это конец трагедии.

Слайд 16

Главный герой Эсхила.

Эсхил называет своего героя «филантропом» — словом, которое сам

Главный герой Эсхила. Эсхил называет своего героя «филантропом» — словом, которое сам
изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, ДРУГ людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года.

Слайд 17

Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать

Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать
лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей.
Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана — бескомпромиссностью, Гермеса — чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него — воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление.

Слайд 18

Интерпретации трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыке

Благородный образ богоборческого героя был

Интерпретации трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыке Благородный образ богоборческого героя
увековечен не только в литературе (Кальдерой, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Кафка, А.Жид и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.
В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла» (1752).

Слайд 19

Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX в. (Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов,

Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX в. (Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов,
Полонский, Шевченко и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный. Встречается этот образ и в советской поэзии, служа метафорой социалистических преобразований и в частности — электрификации.
Собственно же литературным (драматическим) героем, объективированным в повествовании (действии), Прометей выступает в трагедии Иванова «Прометей» (редакция под названием «Сыны Прометея» — 1914, вторая — 1919).

Слайд 20

Значение творчества Эсхила и образа Прометея

В трагедии "Прикованный Прометей" заложена "идея непримиримого

Значение творчества Эсхила и образа Прометея В трагедии "Прикованный Прометей" заложена "идея
конфликта между свободой и необходимостью, между титаническими притязаниями гордой личности и железными оковами, наложенными на неё судьбой".
Эсхил отражал основные исторические тенденции своего времени. В его трагедиях изображались "борьба и смена политических и моральных систем; его персонажи являются представителями нравственных и даже космических сил.

Слайд 21

Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая

Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая
вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа, связанную с общественно-политической жизнью молодой восходящей демократии.
"Прикованный Прометей" - трагедия, которая кладет начало высокой, героической трактовке образа Прометея, получившей затем важное продолжение в европейской культуре, оформившей этот образ как "вечный", "мировой".

Слайд 22

Список литературы

Анпеткова-Шарова Г.Г., Дурова В.С. Античная литература; под ред. А.А. Тахо-Годи.- 6-е

Список литературы Анпеткова-Шарова Г.Г., Дурова В.С. Античная литература; под ред. А.А. Тахо-Годи.-
изд. Испр.-М.: Черо, Минск: ООО Асар, 2001.
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость // Греческая цивилизация. М. 1958. кн 1.
История античной литературы; Б.А. Гиленсон.- М.: Флинта: Наука, 2001.
Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы.- М., Книжный дом "Либроком", 2009.
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции.- М., АСТ, 2008.
Лосев А.Ф. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи.- 6-е изд., исправл.- М.: ЧеРо; Минск: ООО Асар, 2001.
Никола М.И.Античная литература: Учебное пособие / Практикум.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2003.
Позднев М. Хрестоматия по литературе Древней Греции.- СПб., Азбука классика, 2004.
Рацдиг С.И. История древнегреческой литературы. - М., 1982.
Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1988.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.- М., Искусство, 1989.
Эсхил. Орестея. Прикованный Прометей.- СПб., Азбука классика, 2006.
Имя файла: Прометей-прикованный.pptx
Количество просмотров: 173
Количество скачиваний: 0