Слайд 2Биография
Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) родился в Австрии в еврейской семье. Домашний
учитель обучил его истории Ветхого Завета и еврейскому языку. Позднее, в Вене, пожилая фанатичная католичка, служившая у них домработницей, глубоко травмировала его религиозные чувства, равно как и антисемитизм, с которым Зигмунд столкнулся, учась в школе. Для себя Фрейд поставил под сомнение ценности христианства. Он изучал естественные науки, медицину, психологию, невропатологию и психотерапию. Атеизм Фрейда был его личным выбором и не был связан с психоанализом, к которому он пришел позднее. В своей жизни он придерживался строгих моральных норм. Фрейд был женат и имел шестерых детей. После вторжения нацистов в Австрию в 1938 году он переехал в Лондон вместе с семьей, где через год умер.
Слайд 3Проблема происхождения и сущности религии
Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место
в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека. Религия происходит из потребности человека защитить себя от превосходящих его сил природы и судьбы. Пытаясь, несмотря на свою слабость, вступить в общение с этими силами и повлиять на них, человек одушевляет их и приписывает им свои собственные свойства. Поскольку человек не может общаться с ними, как с равными себе, он наделяет эти силы отцовскими качествами.
Слайд 4Проблема происхождения и сущности религии
Делая это, он вспоминает свои младенческие переживания. Тогда,
в детстве, он обращался за помощью к родителям, особенно к отцу. Так слабый человек создает богов с отцовскими свойствами, которых, с одной стороны, боится, а с другой — любит и ищет у них утешения и безопасности. Потребность в отце, как главная причина происхождения религии, возникает не только из детских переживаний, но и исторически, из древнего устройства общества. В те времена отец был главой общины и определял ее жизнь. Этот отец, по Фрейду, стал образцом, согласно которому следующие поколения составили себе образ Бога.
Слайд 5Проблема происхождения и сущности религии
Религия становится, таким образом, психическим младенчеством, душевным расстройством,
неврозом, через который каждый человек проходит по дороге культуры из детства к зрелости. Поскольку религия оказывает большое отрицательное воздействие на жизнь людей, она должна быть преодолена. Тот, кто верит в Бога, по мнению Фрейда, всю свою жизнь остается зависимым, а значит, не выходит из младенческого возраста.
Слайд 6Проблема происхождения и сущности религии
Итак, человек должен созреть. Этого он достигает:
• научным мировоззрением.
Оно, опираясь на разум и знания, отвергает самообман и занимает место, которое раньше принадлежало религии;
• воспитанием, которое приводит к осознанию реальности. Необходимо, чтобы человек вернул свои чаяния с неба на землю и сосредоточил в земной жизни все свои освобожденные силы;
• моралью. Для того чтобы не была утеряна мораль, хранимая религией, требуется рациональное мировоззрение, которое обосновывается не Богом, а общественной необходимостью. Сильные чувства и влечения страстей должны управляться разумом, а не религиозным воспитанием.
Слайд 7Проблема происхождения и сущности религии
На заре культуры религия оказала человечеству великую услугу:
усмирила дикие, антисоциальные влечения, поддержала разумные и полезные запреты: не убивать ближнего, не желать жены его. Но разумное «Я» человека долгое время было слишком слабым и не могло бы, без помощи религии, божественного «сверх-Я» противостоять искушению убийства и инцеста. Если бы эти запреты нарушались, общество бы оказалось ввергнутым в хаос. И все же религия не вполне справилась со своей задачей: люди по-прежнему чувствуют себя несчастными, они недовольны культурой и вынашивают планы ее переустройства.
Слайд 8Психологическое толковании религии
В психологическом толковании Фрейда религия выступает как защитная мера человека
против своих бессознательных влечений, которые в религиозных верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Такое понимание религии совпадает с его ранней трактовкой культурного развития человечества, по которой в основе прогресса культуры лежит внешнее и внутреннее подавление сексуальных влечений человека.
Слайд 9Психологическое толковании религии
Фрейд считает, что часть процесса подавления человеческих инстинктов совершается в
пользу религии, разнообразные обряды и ритуалы которой символизируют отречение человека от непосредственных чувственных удовольствий, чтобы впоследствии приобрести умиротворение и блаженство в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений.
Под этим углом Фрейд рассматривает древние религии, в которых многое из того, в чем себе отказывает человек, передано Богу и разрешается только имя Бога. Исповедующие эти религии народы проецируют вовне свою внутреннюю бессознательную мотивировку, наделяя тем самым Бога собственными внутрипсихическими качествами.
Слайд 10«Тотем и табу»
Зигмунд утверждал, что религии не существует как таковой, она заменяется
системой тотемизма и табу. Его книга «Тотем и табу» посвящена исследованию психологической природы первобытных верований: анимизма, магии, но в особенности тотемизма. Ядро книги составляет гипотеза возникновения системы тотемистических верований и ритуалов, которая известна как гипотеза «первобытного отцеубийства», Фрейд называл три ее источника: анализ первобытного жертвоприношения, данный У. Робертсоном-Смитом, психоаналитическое исследование детских фобий и дарвиновская гипотеза первобытной орды.
Слайд 11«Тотем и табу»
В книге автор обращает внимание на два главных запрета тотемизма
– на убийство тотемного животного и экзогамия, т. е. невозможность брака с женщинами своего племени, - совпадают с двумя преступлениями царя Эдипа, который женился на своей матери и убил своего отца. Подобное тождество с двумя основными составляющими Эдипова комплекса, зачастую образующего подоплеку современных неврозов, дало Фрейду основание предположить, что скрытые психологические пружины первобытной религиозности во многом сходны с теми процессами в психике современного человека, которые стали доступны исследованию благодаря психоанализу. Тотем позволял дать выход раскаянию, осуществить примирение с отцом. Тотемистическая система была своего рода договором: отец обещал детям защиту, заботу и снисходительность, взамен они брали на себя обязательство печься о его жизни, т. е. Не повторять того, что случилось однажды. Была тут и попытка оправдаться: если бы отец поступал с нами так, как тотем, у нас никогда бы не возникло желания его убить.
Слайд 12«Тотем и табу»
Так, психологический смысл первобытных табу связан с боязнью инцеста, амбивалентным
отношением к близким; в анимизме, магии заложено представление о всемогуществе мысли. Тотем, считал Фрейд, был первой формой замены отца, а бог – позднейшей, в которой отец снова приобрел свой человеческий образ. С течением времени озлобление слабело, а тоска по отцу возрастала, и мог развиться идеал, имевший содержанием всю полноту власти праотца и готовность ему подчиниться. Этому способствовали и изменения в социальной сфере, прежде всего утверждение патриархальных отношений.
Слайд 13«Тотем и табу»
Характер тотемизма Фрейд раскрывает в 12 параграфах, являющихся своего рода
«катехизисом» «тотемистической религии»:
1.Нельзя ни убивать, ни есть определенных животных, но люди воспитывают отдельных животных этого рода и ухаживают за ними.
2. Случайно погибшее животное оплакивается и хоронится с такими же почестями, как соплеменник.
3. Иногда запрещение употреблять в пищу относится только к определенной части тела животного.
4. Если под давлением необходимости приходится убить животное, которое обыкновенно нужно щадить, то перед ним надо извиниться, постараться ослабить нарушение табу убийства разнообразными искусственными приемами и оправданиями.
5. Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его торжественно оплакивают.
Слайд 14«Тотем и табу»
6. В некоторых торжественных случаях, в религиозных церемониях, надевают шкуры
определенных животных. Там, где тотемизм еще сохранился, - это шкуры животных тотема.
7. Племена или отдельные лица называются именами животных, именно животных тотема.
8. Многие племена пользуются изображением животных, как гербом, и украшают им свое оружие; мужчины рисуют изображение тотема на своем теле или татуируют его изображение на коже.
9. Если тотем принадлежит к страшным или опасным животным, то предполагается, что оно щадит членов названного его именем племени.
10. Животное - тотем охраняет и предупреждает об опасности лиц, принадлежащих к этому племени.
11. животное - тотем предсказывает своим поклонникам будущее и служит им вождем.
12. Члены племени одного тотема часто верят в то, что связаны с животным тотема узами общего происхождения.
Слайд 15«Тотем и табу»
Сам тотем, по мнению автора, представляет собой материальный объект, которому
человек выражает суеверное почтение, потому что думает, что между ним самим и каждым такого рода предметом имеется совершенно особое отношение. Связь между человеком и тотемом обоюдная, тотем запугивает человека, и человек доказывает свое почтение тотему различным образом, например, тем, что никогда не состоит из единственной вещи, а всегда из целого рода, обыкновенно какой-нибудь породы животных или растений, реже какого-нибудь класса неодушевленных предметов и еще реже искусственно сделанных вещей.
Слайд 16Первородный грех в интерпретации Фрейда
В свете двух главных мотивов религиозного сознания интерпретировал
Фрейд и христианскую идею о первородном грехе и искуплении. Первородный грех представляет собой, несомненно, преступление против Бога-отца: необходимость кровавой жертвы для искупления греха указывает на то, что им было убийство, которое можно искупить только ценой собственной жизни. Самопожертвование Сына ведет к примирению с Отцом, тем более полному, что ему сопутствует полный отказ от женщины, принадлежащей Отцу. Вместе с деянием, дающим Отцу самое полное искупление, Сын также достигает цели по отношению к Отцу. Он сам становится Богом, наряду с Отцом, собственно вместо него. Религия Сына сменяет религию Отца. В знак такого замещения древняя тотемистическая трапеза снова оживает как причастие, в котором братья вкушают плоть и кровь не Отца, а Сына и отождествляют себя с ним, освящаются этим причастием. Последнее, однако, является также новым устранением Отца, повторением деяния, которое нужно искупить.
Слайд 17«Тотем и табу»
Тотемизм, согласно убеждениям Фрейда, представляет собой как религиозную, так и
социальную систему. С религиозной стороны он выражается в отношениях почитания и «заповеданности» между человеком и его тотемом, с социальной стороны – в обязательствах члена клана друг к другу и к другим племенам.
Тотем и табу непрерывно связаны между собой. Для нас значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает святой, освященный, с другой стороны - жуткий, опасный, запретный, нечистый. Таким образом, с табу связано представление чего-то требующего осторожности, оно выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях. Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные и моральные запрещения. Они сводятся не к заповеди Бога, а запрещаются собственно сами собой. От запретов морали они отличаются отсутствием принадлежности к системе, требующей вообще воздержания и дающей основание для такого требования. Запреты табу лишены всякого обоснования. Непонятные для нас, они кажутся чем-то само собой разумеющееся тем, кто находится в их власти.
Слайд 18Таким образом, религия в понимании Фрейда является сугубо психологическим объяснением, в основу
которого положено желание человека защититься от жизненных проблем и пороков с помощью поклонения тем или иным тотемам, ставя на все запретное табу и правила.
Слайд 19Возникновение религии по Фрейду.
Взгляды Фрейда на вопрос о причинах и путях
возникновения религии изменялись с течением его жизни. Ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. По Фрейду, религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религия появляется на ранней ступени развития человечества, когда человек еще не может применить разум, чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами, и должен подавлять их или управлять ими, прибегая к помощи "контраффектов" и других эмоций, функция которых - в подавлении и контроле над тем, с чем разум не справляется.
Слайд 20Возникновение религии по Фрейду.
Осознав свою вину после убийства отца в первобытной
орде, сыновья будто бы попали в такую психологическую ситуацию, когда под воздействием амбивалентных чувств сами наложили запрет на то, чего так усиленно добивались раньше. В результате осуществления, так называемого психологического сдвига сыновья на место отца поставили тотем. Так из сознания вины и раскаяния возникла религия, первоначально выступившая в форме тотемизма.
Слайд 21Возникновение религии по Фрейду.
Тотемистская религия воспринимается Фрейдом как своеобразный способ успокоить
противоречивые чувства человека и загладить вину за совершенное преступное деяние позднейшим послушанием избранному им заместителю отца – тотему. Группа имен животных неизвестного происхождения, вера в высшую связь между всеми носителями одного и того же имени - людьми и животными, вера в таинственное значение крови - вызвали появление тотемических верований и деяний, включая сюда и эксогамию. Человек не может понять силы природы, пока они безличны и тем самым чужды ему. И он стремится одушевить, очеловечить природу, с тем чтобы потом использовать против нее те же самые приемы, которыми пользуется в повседневной жизни: он может попытаться задобрить одушевленные природные объекты, сделать их предметом своего поклонения, чтобы тем самым или ослабить их могущество, или причислить к своим союзникам. Так возникают первые религиозные представления, которые служат своеобразной компенсацией врожденной слабости и беспомощности человека.
Слайд 22Возникновение религии по Фрейду.
Идея божества подчинила себе всю религиозную жизнь, и,
подобно всему другому, что хотело сохраниться. Также и тотемистическая система должна была найти связь с новой системой.
Фрейд заявлял, что психоанализ не ведет к атеизму и что им как наукой могут заниматься и атеисты и верующие. Его психологическое истолкование происхождения веры не может опровергнуть существование того, о чем говорит вера. То, что говорит Фрейд о младенчестве в религии, имеет достаточные основания.
Слайд 23Возникновение религии по Фрейду.
Но такое «младенчество» наблюдается во всех областях жизни
человека: в искусстве (отношение публики к своим кумирам), науке (отношение учеников к авторитету учителя), межличностных отношениях (лидеры в любых компаниях), государственно-политической жизни (например, тиран как «отец народа» или, на грани фарса, — «дедушка Ленин»). У такого «младенчества» есть и отрицательные стороны, которые в религии выражаются в наивных представлениях о Боге как о жестоко карающем или, напротив, безразлично-благодушном существе, а также в несамостоятельности верующего и его неспособности принимать ответственные решения.
Слайд 24Возникновение религии по Фрейду.
Но, с другой стороны, драгоценные свойства детства —
открытость, искренность, умение прощать и любить, способность к неограниченному познанию и росту — являются необходимыми для всех областей человеческой жизни, чтобы они оставались живыми и плодотворными. Это относится и к религии.
Кроме того, человек, действительно, никогда не может быть самодостаточным, и эта несамодостаточность проявляется в детстве в отношениях детей с родителями, а в зрелом возрасте — в отношениях людей с Богом.